Школа раннего эстетического развития существует с 1991 года. Программа школы рассчитана на три года обучения и ставит своей целью разработку модели образовательного и культурно-развивающего пространства школы РЭР, обеспечивающего оптимальные условия для развития дошкольников, их самостоятельности и креативности с целью успешной адаптации к школьной жизни.
Здесь обучаются все желающие дети в возрасте от 4 до 7 лет.
Разнообразный по способностям и уровню развития состав обучающихся, ограниченное время, отведенное на занятия, потребовали особого внимания к эффективности учебного процесса и отбору содержания. Материал построен таким образом, чтобы, учитывая психофизиологические особенности детей этого возраста, приобщить ребенка к ценностям культуры и сформировать у него умение выразить свои чувства доступными ему средствами. В одном случае – это тщательный подбор тем, в другом – более глубокое изучение одной темы, а в третьем – занятия со сквозной тематикой, где задания разных направлений дополняют и взаимно обогащают друг друга. Очень плодотворными бывают интегрированные занятия, когда одна и та же тема освещается с позиций разных предметов. Такие занятия, как правило, лучше запоминаются, а новый материал лучше усваивается.
Вашему вниманию предлагаются расширенный план интегрированного занятия, успешно прошедшего апробацию в Школе раннего эстетического развития.
Тема занятия «Теплая краюшка»
по предметам «Этикет» и «Я и мир вокруг меня»
(педагоги Фридрих Е.А. и Селезнева Л.Н.)
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: ознакомительная, игровая.
Подготовка к занятию: детям заранее предлагается дома с
родителями вспомнить пословицы и
поговорки о хлебе, нескольким учащимся
раздаются стихи о хлебе для заучивания
наизусть.
Оформление: оформленный стенд с темой занятия; большой
каравай, плакаты с изображением
сельскохозяйственных работ, выставка
хлебобулочных изделий;
Материалы и
оборудование: продукты и посуда для замеса теста,
скатерти, салфетки, пирожковые тарелочки,
вода и полотенце, два фартука и две косынки,
букет из колосьев пшеницы, овса и ржи.
Цель занятия: создать условия для осознания детьми правильного
отношения к хлебу как основному.
Задачи:
обучающие - познакомить с технологией выращивания хлеба;
с местными сортами пшеницы; историей хлеба;
- познакомить с правилами подачи к столу
хлебобулочных изделий; рассказать, как их есть,
согласно этикету;
воспитательные - рассказать о труде людей, выращивающих и
выпекающих хлеб;
- подвести к пониманию истинной стоимости
хлеба, а в связи с этим к пониманию
необходимости бережного отношения к хлебу и
уважительного отношения к труду,
развивающие - способствовать развитию познавательных
интересов детей, памяти, внимания.
- создать условия для проявления активности
учащихся.
Развернутый план проведения занятия:
1. Приветствие педагогов.
(Вводное слово педагога о том, что дети уже знакомы с правилами сервировки стола к завтраку, обеду и ужину, знают, в какой посуде подаются разные блюда и какими приборами их едят, но без внимания остался один из основных продуктов питания, который подают к столу и утром, и днем, и вечером. Детям предлагается угадать, о чем идет речь.)
Обычно ребята быстро называют: « ХЛЕБ».
2. Дети читают стихи о хлебе.
Один из педагогов выносит «Хлеб-соль» и знакомит детей с символами: хлеб – земля, соль – солнце. ( «Без соли - невкусно, а без хлеба - несытно» - говорят в народе. Сегодня наш стол украшает русский каравай. Без него раньше не проходил ни один праздник, ни одно торжество. И сегодня хлебом-солью встречают жениха и невесту, дорогих гостей.)
3. Педагог говорит о том, что люди во все времена ценили этот
продукт, называет несколько пословиц о хлебе («Хлеб – всему голова», «И обед не в обед, если хлеба нет») и предлагает детям объяснить их смысл.
Учащимся предлагается вспомнить известные им пословицы и поговорки о хлебе.
4. Вниманию детей предлагается рассказ об истории хлеба. (Оказывается, хлеб - не только важнейший продукт, но еще и один из древнейших продуктов питания. Хлеб, употребляемый в разных странах, различен по своей форме и вкусовым качествам. Это объясняется тем, что хлебные растения бывают разные. Детям предлагается назвать известные хлебные растения.)
5. После ответов детей педагог рассказывает о хлебных растениях, их первоначальном региональном преобладании: Европа, Передняя Азия – пшеница, Америка – кукуруза, Азия – рис. Проходит знакомство детей с растениями, из которых можно приготовить хлеб в экстремальных ситуациях (тростник, сусак, рогоз, желуди). Детям педагоги предлагают ответить на вопрос «Из чего пекут хлеб на Дону?»
После ответов учащихся педагог показывает колоски зерновых растений, поясняет, что не только из пшеницы можно выпекать хлеб.
6. Детям задается вопрос: «Как из маленьких зерен мы получаем хлебные булки? Все зернышки одинаковые, а хлебные изделия такие разные?»
Рассуждения детей, а далее рассказ педагога (с использованием литературного текста «Кто главный») помогают ответить на вопрос, как хлеб попадает на наш стол.
Дети приглашают к выставке хлебобулочных изделий. Рассматривая продукты, дети вспоминают, как их надо подавать к столу и чем есть.(Пирожное – чайной ложкой, печенье – рукой , отламывая по кусочку, пирог с мясом – ножом и вилкой и т. д.)
7. Преподаватели обращают внимание детей на то, что часть продуктов – экспонатов изготовлена на хлебозаводах, часть – на кондитерской фабрике, а некоторые приготовлены руками мам и бабушек.
Вспоминаем сказку «Колобок» и продукты, которые были использованы при его изготовлении. Педагог предлагает двум девочкам – хозяюшкам замесить тесто на воде. Попутно вспоминаются правила гигиены.
Девочки замешивают тесто, а педагог обращает внимание учащихся на свойства муки.
8. Детям предлагается игра «Каравай» (Хлеб всегда любили взрослые и дети, наверное, поэтому с детских лет играют в дни рождения в игру с хлебным названием «Каравай»).
Проводится игра.
9. Преподаватель приглашает детей к столу отведать самый обыкновенный привычный для нас хлеб. (Тесто мы замесили, в печь положили, пора подкрепиться. Теперь, когда мы знаем о хлебе так много, он наполнился новым вкусом.)
Педагог знакомит учащихся с правилами подачи хлеба к столу. Дети вспоминают названия тарелок, входящих в столовый сервиз. (Самая маленькая - «пирожковая», или «хлебная», ее ставят слева от основной. Хлеб берут только рукой и кладут на тарелку или салфетку, которая ее заменяет. От ломтика хлеба отламывают небольшие кусочки и кладут в рот, все крошки остаются в тарелке.)
Практическая часть - дети, соблюдая правила, едят хлеб.
10. Внимание обучающихся обращается на то, что хлеб нельзя выбрасывать (даже, если он черствеет). Ребятам предлагается несколько способов поддержания свежести хлеба.
Преподаватель рассказывает о ценности хлеба для народа в тяжелое время, вспоминает о войне.
11. Педагоги подводят итог занятия и предлагают детям дома нарисовать разные хлебные изделия и из рисунков составить выставку.
Проведение интегрированных занятий полезно не только для детей, но и
для педагогов, так как стимулирует к поиску новых материалов, изучению новой литературы, подбору нового репертуара, а в итоге приводит к саморазвитию.
В случае с представленной темой «Теплая краюшка», которая с большим интересом была принята детьми и родителями, методист разработала сценарий праздника «Золотые колоски», который успешно прошел на 3-ем году обучения для 6-летних детей. Все педагоги, работающие с этими детьми, принимали непосредственное участие в подготовке праздника.
Сценарий праздника «Золотые колоски»
для детей 3 года обучения школы РЭР
Звучит песня «Русское поле»
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Рады вас видеть на нашем празднике «Золотые колоски». Не случайно мы его проводим осенью.
Ведущий 2: Осень богата своим урожаем овощей, фруктов и, конечно, хлеба - продукта, без которого очень трудно представить нашу жизнь.
Дети исполняют танец «Красный сарафан»
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем.
Бублики да плюшки,
Сладкие ватрушки!
Мама дочку утром будит,
Стол давно уже накрыт,
Под салфеточкой, на блюдце,
Свежий хлеб уже лежит.
Утром встал он раньше всех?
Кто принес душистый хлеб?
Мы расскажем вам о том,
Как к нам хлеб приходит в дом.
15 тысяч лет назад
Готовили не пиццу…
Зерно посеял человек
И вырастил пшеницу!
Собрал он первый урожай
И тесто замесил,
И первый раз за сотни лет
Вкус хлеба ощутил!
Ведущий1: Ребята, представляете, ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники. Зернышки пшеницы находят при раскопках первых поселений. В пирамидах египетских фараонов тоже найдены зерна, похожие на зерна современной пшеницы. Находки зерен и наскальных рисунков, где изображено то, чем занимались первобытные люди, позволяют сделать предположение о том, что хлеб начали выращивать задолго до наступления н.э. (слайд)
Ведущий 2: Сначала люди питались сырыми зернами, затем, приспособив два камня, стали получать муку. Замесив муку с водой, получили кашу. Когда научились добывать огонь, стали кашу варить на огне. Может быть совсем нечаянно женщина, готовившая густую похлебку, пролила ее на раскаленные камни. Попробовала она испекшийся кругляшок, и он понравился ей на вкус даже больше, чем похлебка…
Ведущий 1: А знаете ли вы, что профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди… А хлеб, употребляемый в разных странах, отличен по форме и вкусовым качествам.
Ведущий 2: Это объясняется тем, что хлебные растения бывают разные. Дети, как называются растения, из которых можно выпечь хлеб? Назовите известные вам злаковые культуры…(Дети дают ответы)
Ведущий 2: В разных регионах преобладали разные культуры. В Европе и Передней Азии росла пшеница, в Азии – рис, в Америке – кукуруза. Есть растения, из которых можно приготовить хлеб в экстремальных условиях – тростник, сусак, рогоз, желуди.
А из чего пекут хлеб у нас на Дону? (Пшеница, овес, рожь)?
слайды (Хлеб1? Откуда хлеб пришел)
Ведущий 1: А как из маленьких зерен мы получаем хлебные булки? Ведь зернышки одинаковые, а хлебные булки такие разные.
Ведущий 2: Давайте вместе с Колобком проследим путь маленького зернышка с поля к нашему столу.
Слайды «Путешествие колобка»
Дети читают стихи.
Вот он, Хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нём – здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Для того, чтоб выросла пшеница,
Нужно, не жалея сил, трудиться:
Полюшко вспахать весною ранней,
К севу приступить без опозданий.
Невелик весенний день, а все же
Говорят, что год кормить он может.
Пробежала борона –
Стала пухом вся земля!
Зернышко к зернышку в солнечный день
Сеялка сеет пшеницу, ячмень!
В почву лягут золотые зерна,
Встанут стебельки над пашней черной.
А пригреет солнышко сильнее-
И земля ковром зазеленеет!
Рано утром над полями
Кружит чудо – самолет.
С удобрением быстрее
В поле хлебушек растет.
Под весенним дождиком пшеница
Будет вырастать и колоситься.
За весною вслед наступит лето-
И нальется колос незаметно!
Возле леса над рекой
В поле хлеб стоит стеной.
Славно люди потрудились,
Чтобы вырос хлеб такой.
Ведущий 1: Дети сейчас споют песню о том, как колосится золотистая пшеница.
Дети исполняют песню «Золотистая пшеница»
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пришел.
С поля даже в магазины
ехать хлебу рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас
хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
Получается мука.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит хлеб
Хлебобулочный завод
Всё, что хочешь, испечет.
Целый город угостит,
Был бы только аппетит.
Так и скачут из печи
Сушки, плюшки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки,
Маковые пышки,
Двадцать пять фасонов
Булок и батонов.
Ведущий 2: Итак, мы увидели и запомнили, как можно выпекать хлеб на заводах, в больших пекарнях. Но ведь можно приготовить хлеб дома? Что для этого нужно?
Из соленого теста лепятся фигурки
Ведущий 1: Пока хозяюшки трудятся, предлагаю вам тоже поработать. Давайте попробуем отгадать загадки. Все они посвящены хлебу. Первая загадка, пожалуй, самая простая.
(На слайдах в это время «Песенка – загадка» и видео-загадки)
- Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
- Парикмахер необычный
Быстро хлеб стрижет пшеничный.
И лежат за ним вразброс сотни золотых волос.
- Был я сыпучим, потом – тягучим,
В печь попал – мягким стал.
- Кольцо непростое – кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее, всем на загляденье…
Ну и объеденье!
- Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают?
- В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, скорей зови ребят,
По кусочку все съедят.
- В поле сережки на тоненьких ножках.
- В поле метелкой, в мешке – жемчугом.
- Золотист , колюч, усат, в ста карманах – сто ребят?
- В долг зерно возьмёт, каравай вернёт.
- Он идёт – волну сечёт, из трубы зерно течёт.
- Крыльями машет, а улететь не может?
13. Комовато, ноздревато,
И кисло, и пресно,
И легко, и кругло,
И черно, и бело.
Режут ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят! /Хлеб/
Ведущий 2: Теперь давайте оценим работу наших хозяек.
Ведущий 1: Потрудились, а теперь предлагаем поиграть.
-Кто назовет больше продуктов из зерна.
-Переносим только хлебобулочные изделия.
-Чья связка баранок длиннее.
Ведущий 1: «Хлебом - солью» встречают русские люди дорогих гостей. Хлеб символизирует ЗЕМЛЮ, соль – СОЛНЦЕ. «Без соли – невкусно, без хлеба – несытно» - говорят в народе.
Ведущий 2: Да, сколько в русской речи пословиц и поговорок, связанных с хлебом! Давайте вспомним пословицы, которые знаете вы.
Вспоминаем пословицы:
Хлебушка – всему свету дедушка.
Будет хлеб – будет песня.
Плох обед, когда хлеба нет.
Хлеб от земли, сила от хлеба.
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Много снега – много хлеба.
И обед не обед, если хлеба нет.
Свой хлеб слаще чужого калача.
Хлеба ни куска, так везде тоска.
Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Что посеешь, то и пожнешь.
Поспей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
Ведущий 1: Да, и самая, пожалуй, главная пословица: хлеб – всему голова.
Вы можете представить себе жизнь без хлеба? Вряд ли. Мы можем выбирать сегодня хлеб на любой вкус: черный, белый, сдобный, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом… А в годы войны хлеб был просто бесценным продуктом. Например, в блокадном Ленинграде хлеб был главным богатством, денежной единицей и зачастую единственной пищей. На «барахолке» за небольшой кусочек серого хлеба можно было приобрести золотое украшение, картину, одежду. Норма рабочего в день составляла 250 граммов, для всех остальных – 125 граммов. Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в хлебе было муки – мякина, отруби, целлюлоза…
Сегодня у нас много вкусного хлеба, но мы не должны относиться к нему пренебрежительно.
Давайте послушаем стихотворение С.Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с него сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех его поцеловал.
-Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
-Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Ведущий 1: Нелёгок труд тех, кто выращивает хлеб. Не в уютном помещении под крышей его производят. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зелёное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит недоеденный хлеб куда попало.
Дети читают стихи
Говорила бабушка, мама говорила:
хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но ребята многие с этим не считаются
И в столовой корками хлебными бросаются.
А я корку хлебную ни за что не брошу,
Потому что хлеб наш вкусный и хороший!
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!
Ведущий 1:
Много раз уже звучала для ребят такая речь:
Хлеб у нас – всему начало, мы должны его беречь.
Уважение по праву заслужил он на земле.
Наша гордость, наша слава – хлеб румяный на столе.
Ведущий 2: Хлеб на столе – великая радость людям, он вобрал в себя всё тепло солнца, всю щедрость матери-земли, всю силу людского труда. Из всех пищевых продуктов человека хлеб, бесспорно, занимает одно из первых мест. В нем есть все необходимые для питания человека вещества: белки, жиры, крахмал. Считается, что хлебопечение положило начало цивилизации, и в мифах древних народов хлебопечение имеет божественное происхождение.
Ведущий 1: В честь хлеба слагались гимны, песни, художники писали картины: пейзажи, натюрморты, на которых изображали поля, сбор урожая, уже готовый хлеб (показ слайдов), совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.
Неотъемлемой частью одного из главных христианских праздников Пасхи тоже является хлеб – кулич. (Слайды) Не только в России восхваляют хлеб. Знаю, что дети учили песню о пасхальных угощениях на английском языке.
Давайте послушаем ребят.
Исполняется песня на английском языке о булочках.
Ведущий 2: После сбора урожая на Руси обычно устраивали праздники, веселые игры, забавы. А какой праздник без хоровода?
Исполняется танец «Хоровод»
Ведущий 1: Осень не всегда радует хорошей погодой, дует ветер, бывает холодно, часто идут дожди. Но это не пугает ребят. Гулять они ходят в любую погоду, да еще и песни об этом поют.
Исполняется песня «На прогулку под дождем»
Ведущий 2: А теперь предлагаю устроить небольшое соревнование.
Эстафета с зонтиком.
Ведущий 1: Наши ребята знают много весёлых частушек про хлеб.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.
Хлебом-солью всех встречаем,.
Самовар на стол несём
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Меня дома берегут,
Блины овсяные пекут,
Рыбу жарят – окуньки,
Чтоб любили пареньки.
Коля знает хорошо,
Жить без хлеба нелегко.
На него он налегает,
И здоровье укрепляет.
Наши руки крендельки,
Щёки – словно пряники,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Вы не пейте газировки,
Не балуйте с чипсами.
Соки, фрукты, каша, хлеб –
Вот хороший вам обед.
Целый месяц на пирог
Тесто квасила я впрок.
Да валяла на полу
И под лавкой и в углу.
Нынче хлеб подорожал,
Весь народ волнуется,
Пояс туже завязал
Старенький дедуленька.
Нынче был не урожай
По причине дождика,
Станет хлебный каравай,
Подороже тортика.
Мимо школьного буфета
Я спокойно не хожу.
Как услышу запах хлеба,
Сразу руки мыть бегу.
Хлеб я ем с утра до ночи,
Булки с ночи до утра.
Очень весело проходят
С вкусным хлебом вечера.
Ведущий 1: Дорогие друзья, наш праздник подошел к концу. Мы желаем вам,
чтобы хлеб был всегда на вашем столе
И счастье было в каждом доме на земле.
И пусть не будет никогда беды,
Пусть зреет колос, и цветут сады!
Ведущий 2: Наш праздник подошел к концу,
О хлебе многое узнали!
Ватрушки, плюшки дарим вам,
Чтобы о нем не забывали.
Детей угощаем вкусной выпечкой.
|
На: Интеграция в Школе раннего эстетического развития МБОУ ДОД Д
Добрый день, Елена Анатольевна. Спасибо за сценарий занятия. Я думаю, что для наших коллег большую ценность представили бы ваши программные документы, их концептуальная основа, ведь выявить одаренных детей, развить до максимума их творческие задатки, воспитать, как можно больше, талантливых «звёздочек» - это мечта каждого педагога и, конечно же, одно из особенно важных направлений современной педагогики.
Вспоминаются слова великого Л.Н.Толстого
«Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan