Submitted by Надежда Владимировна Кучмина on вс, 09/11/2014 - 18:48
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Тема: Имя числительное. Обобщение.
УМК: под ред. В.В. Бабайцевой
Класс: 6
Цели:
- деятельностные: создать условия для развития у школьников способностей структурирования информации;
-содержательные: создать условия для формирования умения отличать имя числительное от других частей речи с числовым значением, количественные от порядковых числительных, находить их в тексте, расширения понятийного аппарата, связанного с изучением самостоятельной речи числительного.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1) Этап мотивации.
1. Приветствует учеников. Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Показывает чёрный ящик и предлагает угадать, что в нём.
- Ребята, а вы тайны любите? И я люблю!
Презентация Слайд 1 (звучит музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?»).
- Чёрный ящик. Что бы в нём могло быть? Попробуем отгадать?
Подсказка: там находятся 2 предмета, оба называются одинаково, оба символы. Но вид имеют разный. На одном изображены 5 переплетённых между собой предметов. Другой представляет собой полотно 3-х цветов, а потому мы его ещё называем…. Догадались?(Открывает чёрный ящик, демонстрирует флажки)
Да, это флаги. Оба символы. Символы чего?
Высказывают предположения.
Озвучивают: триколор, флаг, символы, символ олимпийского движения, символ нашего государства.
Л4–формирование ценностных отношений обучающихся
П 3 – построение речевого высказывания в устной форме
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- А как связаны эти предметы с тем, что вы изучали на предыдущих уроках?
Направляет на формулирование темы урока.
Вы изучили числительное. Как вы думаете, а сегодня мы чем будем заниматься? Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Слайд 2.
Предлагает сформулировать цели урока, исходя из темы урока.
Слайд 3.
Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.
Ребята, я для вас приготовила интересное задание. Кроссворд.
Слайд 4.
Отмечает степень вовлечённости обучающихся.
- Молодцы! А какая часть речи помогла мне сформулировать вопросы для кроссворда?
Ребята, а о чём был кроссворд? Почему?
Да, совсем недавно закончились Олимпийские игры, проходившие в нашей стране. И я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в историю Олимпийских игр.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.
У вас на столах лежат путевые листы. Я попрошу вас в них фиксировать те выводы, которые мы будем делать в течение урока.
Отвечают на вопрос учителя: 2, оба предмета, 5 колец, 3 цвета – числительные.
Предполагают варианты тем. Формулируют тему урока.
Р2 – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
Л9 - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
П 3 – построение речевого высказывания в устной форме
3) Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
Организует самостоятельную работу учащихся с взаимопроверкой по эталону.
- У вас на столах лежат листы с распечатанными текстами. Прочитайте текст и подчеркните имена числительные. Слайд 5.
Побуждает к формулированию вывода и фиксации его в путевом листе.
Как определили, что это числительные?
- Так что же такое имя числительное? Дайте определение.
Организует беседу о разрядах числительных.
- Вы, конечно, знаете, что по составу числительные делятся на 3 группы. Какие?
Слайд 6
- Назовите устно по цепочке состав числительных из текста.
Напоминает о необходимости фиксирования выводов в путевом листе.
Организует игру «Четвёртое лишнее»
Слайды 7-8.
- Почему лишнее?
Т.о., мы с вами вспомнили, что числительные по значению делятся на 2 разряда. Какие?
Слайд 9.
- В чём отличие количественных числительных от порядковых?
Приведите примеры количественных числительных из текста.
Порядковых?
Акцентирует внимание на знак плюса в таблице, предлагает высказать предположение, что бы это могло значить.
- Правильно, в свою очередь количественные числительные делятся ещё на целые, дробные и собирательные. Что каждый из них обозначает? (…)
Организует работу с учебником в парах.
Упр. 527.
Выпишите из упражнения по 2 числительных каждого вида.
Можете совещаться в парах и записывать каждый в свою тетрадь.
Каких числительных нет в упражнении? Дополните ваши записи своими примерами.
Что вы записали?
Напоминает о необходимости фиксации вывода в путевом листе.
Биатлонная физминутка. Слайд 10.
Называет количественные и порядковые числительные.
Отмечает уровень владения необходимыми знаниями.
Выявляет наиболее сложный материал в теме «Числительное».
- Ребята, а что вам показалось самым сложным при изучении темы «Числительное?».
Конечно, самое сложное – правильно употреблять числительные в разных падежах.
Просклоняйте устно словосочетания ПЯТЬ КОЛЕЦ и ТРИ ЦВЕТА.
Игра «Корректор»
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Корректор». Кто такой корректор?
Слайд 11
- На экране – текст. Его писал тот, кто плохо усвоил склонение числительных. Ваша задача - найти ошибки в употреблении форм числительного и исправить их.
1 обучающийся ту же работу выполняет на интерактивной доске.
Осуществляют самопроверку.
Формулируют определение числительного и фиксируют его в путевом листе.
Называют разряды числительных.
По цепочке называют числительные и их разряды.
Фиксируют вывод.
Озвучивают лишнее слово, объясняют свой выбор.
Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста.
Высказывают предположения.
Дают определения разрядов числительных.
Выбирают, классифицируют, обсуждают в парах, записывают.
Фиксируют вывод.
Имитируют лыжный бег (количественные) и стрельбу – хлопок (порядковые).
Делятся своими затруднениями.
2 обучающихся по очереди склоняют устно словосочетания, в случае затруднения помогают другие дети.
Высказывают предположения, выясняют, кто такой корректор и в чём состоит его задача.
Находят ошибки, записывают в тетрадь в нужной форме. 1 обучающийся исправляет ошибки на интерактивной доске.
П 1 - умение находить нужную информацию.
П8 - анализ объектов, с целью выделения признаков, подведение под понятие.
П13– установление причинно– следственных связей
П2– использование схем, таблиц для решения задачи
К 6 – умение договариваться и приходить к общему решению
П 14 – построение рассуждения в форме связи простых суждений.
К5 – формулирование собственного мнения
Р1 - принятие и сохранение учебной задачи
4) Этап включения изученного в систему знаний.
Обеспечивает мотивацию выполнения работы.
- Ребята, у меня есть одна волшебная вещь, Магический квадрат. Он помогает определить, как хорошо дети умеют применять разные правила. Но чтобы хорошо справиться с заданием, нам надо повторить одно правило. Вспомните, когда пишется Ь на конце числительных?
- А в середине числительных?
А теперь обратимся к магии. У вас на столах лежат магические квадраты. Я диктую слова, а вы, если есть Ь в середине слова – ставите С, если Ь на конце слова - ставите К.
Клеточки квадрата пронумерованы. Начинаем с клеточки 1 и по порядку заполняем.
Диктует числительные.
5, 8,20, 19,500
7, 800, 50, 70, 600
6, 9, 19, 20, 60
900, 70, 80, 18, 600
17, 20, 11, 13, 700.
Организует самопроверку.
А теперь буквы К соедините. Что получилось? У кого «5» получилась, тот молодец. Это задание выполнил на «отлично».
Побуждает к решению задачи.
Слайд 13 – что бы это значило? Почему перечёркнуты некоторые изображения?
А с какими существительными употребляются собирательные числительные?
Организует коллективную работу с тренажёром «Хоккей».
Ребята, вы любите хоккей? Я приглашаю вас на хоккей!
Одного из вас я приглашу к себе в помощники. Если вы будете правильные ответы давать, то хоккеисты забьют гол.
Слайды 14-19
Мотивирует на решение задачи.
- Молодцы, ребята! С орфографическими и лингвистическими задачами вы справились мастерски. А математические вы так же хорошо решаете?
Решите задачу: Наша команда на олимпиаде в Сочи заработала 6 золотых и 16 серебряных и бронзовых медалей. Сколько медалей всего наши спортсмены положили в копилку сборной?
Отлично! Математическую задачку тоже хорошо решили. Именно такое решение записано в вашем путевом листе вместе с другими предложениями. Найдите в этих предложениях числительные и подчеркните их как члены предложения.
Шесть плюс шестнадцать – двадцать два.
Пятнадцатого февраля наша команда вырвалась на первое место по числу медалей, завоевав пять медалей.
Посмотрите, как вы подчеркнули, посовещайтесь с соседом и запишите вывод в путевой лист.
Так каким членом предложения может быть числительное?
Тестирование с помощью системы интерактивного голосования Interwrite Response.
Мы с вами славно поработали, и я думаю, что итоговый тест у вас затруднений не вызовет. Возьмите в руки пульты и с их помощью выбирайте правильный ответ: а,в,с или d.
Пятерым, лучше других справившимся с тестом, я поставлю отметку «отлично».
Осуществляет выборочный контроль в соответствии с показателями системы.
Тест (на компьютере должна быть установлена программа Interwrite Response )
Высказывают предположения, озвучивают правило сочетаемости собирательных числительных.
Поочерёдно выбирают правильный ответ, 1 ученик у доски с помощью маркера управляет тренажёром в соответствии с данными ответами и собственным мнением.
Решают задачу устно.
Находят числительные, подчёркивают как члены предложения.
2 ученика на доске записывают по 1 предложению и подчёркивают.
Обсуждают в парах, вывод записывают в путевой лист.
Решают тестовые задания, отвечают, нажимая соответствующую кнопку на пульте.
Л9 - развитие познавательных интересов, учебных мотивов
П19 -самостоятельное создание способа решения проблемы
Р7 – контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К7 - выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения
К3 - учет разных мнений
Л4–формирование ценностных отношений обучающихся
Р2 – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
К 7 - общение и взаимодействие с партнером по совместной деятельности или обмену информацией
П15 - владение рядом общих приемов решения задач
5) Этап рефлексии учебной деятельности.
Обеспечивает работу в малых группах.
Итак, давайте коротко изложим выводы, которые вы делали в течение урока. Я прошу вас объединиться в малые группы по 4 человека, обсудить ваши записи в своих путевых листах и дать 1 ответ от группы: что мы успели за урок вспомнить о числительном.
Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
Как вы думаете, справились ли мы с целями, которые ставили для себя в начале урока?
А путевой лист пусть у каждого из вас останутся в качестве памятки.
Организует оценочные высказывания обучающихся.
Ребята, вы все очень хорошо работали. Но всё же я хочу, чтобы вы сейчас оглянулись по сторонам на своих товарищей и вспомнили, кто сегодня работал лучше других. Кого мы отметим золотой олимпийской медалью?
Предлагает ещё раз всполмнить лучшие моменты олимпиады в Сочи.
Видеоролик.
Слайд 20 Домашнее задание.
Даёт комментарий к домашнему заданию.
Ребята, мы с вами весь урок говорили об олимпиаде. Я думаю, что у вас есть свои кумиры в мире спорта. И дома я попрошу вас написать небольшое сочинение на тему «Мой кумир спортсмен». В сочинении обязательно должны быть числительные.
Рефлексия.
Вашу деятельность на уроке мы оценили. Но мне бы хотелось, чтобы вы оценили и сам урок: какое впечатление он произвёл, какие эмоции вызвал. У вас на столах лежат кружки жёлтого, серого и оранжевого цвета, которые символизируют золотую, серебряную и бронзовую медаль. С помощью этих медалей покажите, насколько вам понравился урок. Поднимите вверх медальки-кружки: золотой, серебряный или бронзовый. Приложение 4.
Обсуждают выводы в группах по 4 человека, 2-3 группы озвучивают результат обсуждения.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Определяют самых активных учащихся.
Смотрят ролик.
Записывают задание на дом.
С помощью «медалей» показывают своё впечатление от урока.
К11 –адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач
П5-структурирование знания
К12 – построение монологического высказывания
К 6 – умения договариваться и приходить к общему решению
Л6 - основы гражданской идентичности личности
П3 – построение речевого высказывания в письменной форме
Р7 –контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Примечание:
1. Кроссворд (слайд 4 презентации) переключается с помощью кнопок с номером вопроса: первый щелчок - появляется вопрос, второй щелчок - появляется ответ.
2. Т.к. система интерактивного голосования Interwrite Response имеется не в каждой школе, прилагаю тот же тест в формате .pptx Тест (альтернатива Response)