Адаптация 1 класс
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.
К 6 – 7 годам процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость.
Под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика. Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается в первом полугодии обучения. Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
В первом полугодии первого года обучения наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, которые легко заметить и учителю и родителям, являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита.
В соответствии с изложенным выше, учителям первых классов рекомендуется:
- Внимательно следить за поведением детей, не проявляются ли признаки сложно протекающей адаптации.
- Регулировать нагрузку, особенно в первый месяц обучения.
- Чаще подчеркивать даже самый небольшой успех ученика, хвалить, показывать свое одобрение.
Адаптация 5 класс
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.
Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогом.
В то же время из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» — в средней — все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.
Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.
Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
Рекомендации учителям:
На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
Выработайте единые требования к учащимся.
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика..
Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
«Новенькие»
В новой школе нужно привыкать к сложившимся здесь традициям, правилам, людям, симпатиям, антипатиям. Да и новенький пришел не «пустым», а со своим характером, и, может быть, непростым норовом.
Даже если учитель внимателен, одной его поддержкой не обойтись – в первую очередь, потому, что новенький вряд ли сразу доверится, да и «свои» прежние ученики наблюдают за каждым поступком учителя, иногда ревнуя и обижаясь.
Психика человека устроена так, что в отношении любого незнакомца у нас включаются защитные механизмы, которые сильно затрудняют общение. Отторжение новичка – это нормальная реакция.
Отношения стабилизируются лишь по мере возникновения доверия к новенькому.
- Необходимо ознакомить его с правилами и порядками школы. Рассказать о классе и его досуговой деятельности, если таковая есть. Напомнить, что с любой проблемой он может обратиться к классному руководителю (или учителю). И обязательно отметить, что любой ваш разговор остается между вами!
- Желательно не вовлекать «новичка» в активную работу на уроке – дать время акклиматизироваться в коллективе.
- Можно посадить «новичка» за одну парту с популярным учеником либо дать ему выполнять задание в паре с вне гласным лидером класса. Заранее можно побеседовать с лидерами класса, поставить их на место «новичка», объяснить какую они могут оказать помощь.
- Узнать (например, по средствам анкетирования) интересы, увлечения «новичка». Сопоставить их с интересами других учеников и организовать совместное мероприятие.
- Полезной может быть беседа с родителями «новичка». От них можно узнать больше о ребенке, какие проблемы и трудности были у него на старом месте учебы.
|