Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста посредством аппликации
Submitted by Анна Евгеньевна Манчинская on Fri, 07/11/2014 - 17:54
Развитие художественного творчества детей посредством аппликации.
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете».
Ф.М.Достоевский
Творчество - человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего, природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется человек - формы и способы его мышления, личностные качества.
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Её решение должно начаться в дошкольном детстве, т.к. этот период наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения – основы творческой деятельности
Основными условиями и средствами развития художественного творчества детей являются:
- организация интересной содержательной жизни ребёнка;
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира,
- общение с искусством,
- материальное обеспечение,
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка
- организация атмосферы творчества;
- формирование мотивов художественного творчества;
- формирование восприятия:
- сенсорного - умения рассматривать предметы, сравнивать с сенсорными эталонами, определять признаки предмета и явления
- эмоционально-эстетического - умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и линий как средства выражения своего отношения и чувства.
Одним из видов изобразительной деятельности детей является аппликация, которая способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребёнка, его психических и эстетических возможностей.
Аппликация – художественное изображение, изготовленное с помощью наклеивания на бумагу или с помощью пришивания на ткань разноцветных кусков различного материала (бумага, нитки, ткань, яичная скорлупа, камешки, крупа и др.
Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных. Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.
Основные признаки аппликации:
1.силуэтность
2.плоскостная обобщённая трактовка образа
3.однородность цветового пятна (локальность больших цветовых пятен)
Актуальность использования аппликации в детском саду:
- знакомство с простыми формами различных предметов;
- Создание силуэтных изображений – средство развития воображения (в силуэте отсутствуют детали, являющиеся основными признаками предмета);
- формирование математических представлений (названия и признаки простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей, а также величин);
- форма понятий ритма и симметрии, целого из частей;
- плановая организация деятельности (для создания сюжетной или декоративной композиции необходима последовательность прикрепления частей);
- развитие мускулатуры руки, координации движений (владение ножницами);
В обучении аппликации решаются следующие задачи:
Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.
Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
Формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.