Культурное наследие древней псковской земли, имеющей 1100-летнюю историю, ярчайшую и неповторимую школу архитектуры, иконописи, монументальной живописи, по праву считается уникальным явлением в истории русского искусства.
Однако с открытием древнерусской живописи внимание историков искусства почти не привлекала иконопись древнего Пскова, тогда как на долю нашего соседа - Великого Новгорода выпали десятки интересных монографий и отдельных статей, посвященных иконе.
Между тем, собранные воедино памятники псковской иконописи могли бы существенно изменить наши представления о древнерусской живописи. Кроме Пскова, на всей Древней Руси не было еще такого княжества и такой земли, где на протяжении более чем четырехсот лет в искусстве был сохранен характер духа, свойственный суровой и страстной натуре древних псковичей.
Попытаемся проанализировать развитие псковской живописи и определить общий смысл эволюции псковского искусства с XIII по XVI столетие. Границы этого периода обусловлены самой историей города - до XIII столетия мы не знаем памятников станковой псковской живописи, а в XVI веке Псков теряет свою политическую независимость и вместе с ней и все особенности своего искусства.