Submitted by Ирина Николаевна Хребтова on чт, 06/11/2014 - 22:16
Тема урока "ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ”
Цель: познакомить учащихся с видами корней и с особенностями строения стержневой и мочковатой корневой системой.
Тип урока: урок-исследование.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у учащихся новые понятия – главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы.
Разъяснить особенности строения и образования корневых систем.
Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.
Развивающие:
Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.
Развивать навыки работы с биологическими терминами, практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.
Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.
Развивать творческое мышление и монологическую речь.
Воспитательная:
Осуществлять сотрудничество в ходе лабораторной работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.
2. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.
3. Технические: раздача лабораторного материала и оборудования.
Оборудование:
1. Натуральная наглядность: проростки фасоли, с развитыми корнями (на каждый стол), гербарии .
2. Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация.
Формируемые понятия:
главный корень,
боковые корни,
придаточные корни,
мочковатая и стержневая корневая системы.
Хронологические рамки урока:
1. Орг. Момент – 1мин.
2. Актуализация – 1 мин.
3. Мотивация – 1 мин.
4. Определение темы – 2 мин.
5. знакомство с темой – 10 мин.
6. Лабораторная работа – 8 мин.
7. Итог урока – 5 мин.
8. Рефлексия – 2 мин.
Ход урока.
I. Организация учащихся.
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я, меня зовут Ирина Николаевна, я учитель биологии ЛСОШ №16.
РЕБЯТА я надеюсь что наше сотрудничество сегодня будет результативным, и вы поможете мне, а я вам.
На уроке мы будем работать с технологическими картами, которые лежат у вас на парте, подпишите их.
Итак, начнём наш урок
II. Подготовка к восприятию нового материала.
а) Актуализация: Постановка проблемы
Учительчитает стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
б) Мотивация:
Учитель: Как вы думаете, почему завяли маки и незабудки?
Учащиеся: потому что их сорвали и они лишились корней.
Слайд правильно ребята, а вы не задумывались почему мы говорим корни во мн. числе ( посмотрите на экран), сколько корней у дерева.
Учащиеся: Их много….
Учитель: и они чем-то отличаются друг от друга, а чем именно это мы и узнаем сегодня на уроке. Как вы думаете какая тема нашего урока.
СлайдТема урока: «Виды корней и типы корневых систем».
Подумайте, чтобы вы хотели сегодня изучить, запишите в тех. карту в 1 столбец.
Определение темы
Я буду изучать ________________
________________
________________
попробуй назвать тему урока.
Тема:
На слайде по щелчку задачи урока
Учитель: Ребята сегодня у нас урок-исследование, а мы с вами исследователи и будем исследовать особенности
1. внешнего строения корней
2. образования корневых систем
3. научимся распознавать виды корней и типы корневых систем
У: Я предлагаю подумать, какие вопросы вам интересны или важны в этой теме, что вы хотите узнать. Задание во втором столбике вам поможет. Впишите их в первый столбик.
Учащиеся записывают свои вопросы или цели.
Я хочу узнать: Какие бывают виды корней ?
Что такое корневая система?
Какие бывают корневые системы?
В чём их различие?
Знакомство с темой
Я хочу узнать
1. Рассмотрите рисунок, подпишите виды корней
Виды корней:
1.__________________
2.__________________
3.__________________
У: На этом уроке мы найдем ответы на эти вопросы.
Слайд А ведь корни у каждого растения идут далеко вглубь и вширь. Посмотрите на экран все корешки на рисунке одинаковые, что вы заметили,на что обратили внимание. Как вы думаете все ли корешки одинаково важны?
СлайдДети самостоятельно формируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.
Слайд (по щелчку) По происхождению корни делят на главный, боковые и придаточные.
Посмотрите на слайд какие бывают виды корней и в тех. карте задание 1, в третьем столбце выпишите под номерами названия корней.
Главный корень — корень, развивающийся из зародышевого корешка.
Придаточные корни — корни, развивающиеся от стеблей, листьев.
Боковые корни — корни, развивающиеся на главном и придаточных корнях.
Слайд Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы могут входить все виды корней.
Различают 2 типа корневых систем: мочковатую и стержневую.
Посмотрите на рисунках чем они отличаются друг от друга?
В технологической карте подпишите названия типов К.С.
3. Определите тип корневой системы
Тип корневой системы:
_____________________
___________________
СлайдУчитель: Для того чтобы лучше научиться различать типы корневых систем выполним лабораторную работу.
Обратите внимание, чему вы учитесь в ходе лабораторной работы.
Дети выполняют работу в технологической карте.
Лабораторная работа: «Стержневая и мочковатая корневые системы»
Я учусь
Различать растения со стерж. и мочков. к.с.
сравнивать стержневую и мочковатую корневые системы
Лабораторная работа: "Стержневая и мочковатая корневые системы”.
Задания.
1. Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы видите?
2. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Найдите растения со стержневой и мочковатой корневыми системами.
3. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях в строении стержневой и мочковатой корневых систем.
У: Давайте посмотрим, насколько верны наши выводы.
СлайдВЫВОДЫ: Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) .
Слайд Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).
Посмотрите какие задачи вы ставили перед собой в начале лабораторной работы
На какие из поставленных вопросов мы нашли ответ?
Д: Мы научились различать и сравнивать стержневые и мочковатые корневые системы.
Ребята как вы думаете полученные сегодня на уроке знания вам пригодятся в жизни.
IV. Закрепление материала и подведение итогов
Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на выявление усвоения изученного материала.
Слайд Ребята, сейчас мы проверим на каком уровне ваши познания сегодня
У: Впишите свои ответы да или нет в технологическую карту. Учащиеся заполняют строки.
Подведем итог
Проверь, что узнал :
верны ли утверждения
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
3. У пшеницы корневая система мочковатая
4. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
5. У мочковатой корневой системы хорошо развит главный корень
6. Придаточные корни образуются только на главном корне.
Да или нет
Слайд по щелчку Проверьте самостоятельно правильно ли вы ответили.
Поднимите руки у кого ……….Умницы, молодцы
Учитель подводит итоги урока:
- Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?
— Ребята, мы выполнили задачу урока?
— Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
— Было ли вам интересно?
Ребята, вот и подошёл к концу наш урок, д/з у вас сегодня нет.
Мне не хочется с вами расставаться, потому что вы замечательно сегодня работали и очень мне помогли надеюсь и для вас урок не прошёл бесследно и вы очень много узнали нового.
Оживите смайлик который у вас на обратной стороне 2-го листочка технологической карты.
Отобразите на нём своё настроение, понравился вам урок?
СЛАЙД Ребята посмотрите, а это моё настроение после нашего урока, после общения с вами. Спасибо вам за урок!!!