Submitted by Анастасия Сергеевна Павлова on Wed, 05/11/2014 - 16:14
Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: для учителя – методические таблицы с изображением элементов русского дома, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Русский дом»; для учащихся – альбомы и акварельные краски.
Музыкальный ряд: на начало – композиция из детской передачи «В гостях у сказки», русские народные.
План урока:
Организационный момент.
Основная часть. Беседа по теме урока с показом презентации.
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)
Беседа по теме урока. Показ презентации «Русский дом»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мир русской старины!
(звучит музыка, учитель читает стихотворение)
За далекими морями,
бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое
Снизу реченька бежит.
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса.
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла –
Все природа отдала.
Оглядись и ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Учитель: - Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети: - О русском доме, избе.
Учитель: - Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.
- А как на Руси строили дома?
Дети: - Дома строили прочными, крепкими.
Учитель: - Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Учитель: Вот мы и вошли в калитку и оказались перед домом. Давайте повнимательнее его рассмотрим! Как назывался русский традиционный дом?
Дети:- ИЗБА
Учитель: - Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?
Дети:- ДЕРЕВО
Учитель: - Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
Все украшено оно.
Учитель: - Как назывались резные доски, которые украшали окна?
Дети:-НАЛИЧНИКИ
Учитель:- Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами?
Дети: - ЛОБОВАЯ ДОСКА
Учитель:
А причелины свисают
Плотно бревна закрывают.
- Ребята, кто из вас знает название узорной доски, которая располагается в центре крыши?
Дети: - ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель: - Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?
Дети: - КОНЕК КРЫШИ
Учитель: - Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его. А давайте посмотрим, что же внутри дома???
Каждый хозяин в доме создавал уют. И Конечно теплом согревала дом русская печь!
Учитель: Ну а теперь ребята, ваша задача нарисовать свою избушку! Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)
Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваш русский дом!
(музыкальный фон)
Самостоятельная работа детей
Учитель:
- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились. Вы сегодня выступили в роли народных умельцев. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
Учитель вывешивает детские работы на доску.
Учитель:- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.
- А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков?
Дети: - Мы любим свой дом, украшаем его.
Учитель: - Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ»