Submitted by Светлана Степановна Данилина on Tue, 04/11/2014 - 19:50
План урока.
Тема."М.Горький. "Воробьишко".
Цель: учить читать выразительно целыми словами и предложениями, учить анализировать прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию текста, расширять словарный запас, совершенствовать навык правильного, выразительного и сознательного чтения, работать над коррекцией познавательной сферы, речи, памяти, мышления, развивать словесно – логическое мышление, умение видеть и устанавливать логические связи между явлениями и событиями, активизировать мыслительную деятельность и творческое воображение, работать над коррекцией нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы, формировать нравственные понятия, навык сознательного, выразительного, беглого чтения, овладевать техникой речи, умением работать с текстом, приобщать детей к чтению произведений о птицах, воспитывать в детях уважение к старшим, трудолюбие, любовь к животным, воспитывать заботливое отношение к птицам.
I. Организационный момент
II. Подготовительный этап
У. Какие птицы улетают?
Д. Перелетные.
У. Почему?
Д. Им зимой холодно и голодно (весь корм под снегом), если они не улетят, то погибнут.
У. Какие птицы остаются? Как их называют?
Д. Зимующие.
Забияка и воришка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки.
Не пропущу и мелкой мошки.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей.
Я бывалый... ( Воробей.)
У. Что вы знаете о воробьях?
Ответы детей.
– Какую пользу приносят воробьи?
Д. Они помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых.
У. Какой вред причиняют они сельскохозяйственным культурам?
Д. Они поедают ягоды, зерно.
У. Домовый и полевой воробей – одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком.
Насиживание длится 11–13 дней. Выкармливают птенцов преимущественно насекомыми. Вылетают из гнезда птенцы через 10 дней после вылупления. В течение лета воробьи успевают вывести 2–3 выводка. Питаются воробьи насекомыми, семенами, ягодами, зерном. По земле передвигаются прыжками.
Что нового узнали о воробьях?
Ответы детей.
III. Работа по теме
– А теперь словарная работа.
Дети работают со словами: "желторотый", "наличник", "моховинки", "материалов", "чебурахнешься",
– Давайте прочитаем сказку Максима Горького "Воробьишко" 1 и 2 части.
Дети читают сказку (жужжащее чтение).
Чтение по ролям 1 и 2 части.
IV. Физкультминутка
Быстро встали,тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок!
V. Тема урока (продолжение)
Учитель читает 3 часть сказки.
У. Понравился ли вам Пудик?
Д. Да.
У. Научила ли его чему-нибудь встреча с кошкой?
Д. Встреча с кошкой научила Пудика слушаться взрослых.
У. Чем едва ли не закончилась встреча с кошкой?
Д. Встреча с кошкой едва не закончилась для Пудика гибелью.
– От чего предостерегали своего самоуверенного сынишку родители?
Д. Родители предупреждали Пудика об опасности.
У. Что произошло с Пудиком?
Д. Кошка напала на Пудика, но мама его защитила, а сама при этом лишилась хвоста.
У. Как выглядит Пудик в гнезде во время пения стихов собственного сочинения и на земле, рядом со страшной кошкой?
Дети зачитывают соответствующие отрывки.
– Как воробьиха-мать защищала своего птенца?
Дети читают отрывок.
У. Каким вы представляете себе Пудика?
Ответы детей.
VI. Зарисовка воробья - птенца.
VII. Заключительная часть.
– А теперь давайте все вместе прочитаем скороговорку. Темп будем наращивать по мере чтения.
Воробья врачи спасли.
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
VIII. Итог урока.
Использованная литература:
Рассказ М.Горького «Воробьишко».
Учебник чтения для 3 класса под редакцией С.Ю.Ильиной. 2004 год.