Submitted by марина анатольевна гришина on чт, 30/10/2014 - 22:30
Слово «преемственность» часто звучит на педсоветах, различных совещаниях. Одни педагоги благодарят учителей начальных классов, другие, наоборот, осуждают, третьи же, справедливо отмечая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и ученики, и учителя в 5-11 классах, советуются с педагогами начальных классов, выясняют, на какие разделы учебных программ следует обратить особое внимание.
На мой взгляд, преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет в настоящее время актуальное значение.
Любой учитель скажет, что пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.
Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:
- возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к урокам и новые учителя;
- необходимость много работать самостоятельно и т.д.
Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.
Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Внешне это проявляется по- разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками.
Оценки играют важную роль, как возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противоположном случае происходит
дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Основное и первостепенное условие обеспечения преемственности между начальными и пятыми классами - глубокое и прочное усвоение учениками учебного материала в начальной школе. Полученные в младших классах прочные и глубокие знания служат надежной опорой для изучения учебных предметов в старших классах. Если ребенок слабо успевает в период начального обучения, то он, как правило, встречается с большими трудностями в среднем и старшем звене. Годы учения в начальной школе - благоприятное время, когда формируются отношение к предметам, навыки умственного труда, закладывается фундамент для получения дальнейшего образования. В соответствии с новыми учебными планами и программами в младших классах должны вырабатываться умения, без которых невозможна дальнейшая учебная деятельность. И вполне оправдано требование о том, чтобы предусмотренный в начальной школе объем знаний был усвоен полностью и основательно.
Уже не первый год в школе сотрудничают учителя начальных классов и учителя русского языка. Педагогами разрабатываются конкретные мероприятия по данной проблеме, анализируются учебно-воспитательный процесс в 4-5-х классах, выявляются и конкретизируются причины снижения или повышения успеваемости, рассматриваются различные методики, технологии обучения.
Учителя-словесники реализуют на практике принцип преемственности:
1). Взаимоконсультации («Второстепенные члены предложения», «Состав слова», «Составление плана на уроках развития речи» и т.д.)
2). Проведение и анализ контрольных работ в 5 классах.
3). Посещение уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями и определением уровня подготовки.
4). Проведение уроков русского языка и литературы для классных руководителей и учителей начальных классов.
Также учителя в содержание занятий включают игровые ситуации, дидактические игры, разнообразные методы в их различных сочетаниях: словесные, наглядные, практические, что делает обучение более интересным и занимательным, создает у учащихся 5 классов бодрое настроение, помогает им преодолеть трудности.
Словесники на уроках русского языка используют типичные для начальной школы виды работы: диктанты (выборочный, зрительный, объяснительный, свободный, творческий, письмо по памяти, «проверяю себя»), грамматико-орфографический разбор, составление слов, предложений, словосочетаний, рассказов; на уроках литературы - пересказ, составление плана, ведение читательского дневника и т.д. Эти задания требуют от ученика большей или меньшей самостоятельности и способствуют развитию умственных способностей.
Таким образом, реализация принципа преемственности направлена на то, чтобы адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено прошла безболезненно, хотя расставание с первой учительницей не может быть лёгким для учащихся.
Для развития интереса к русскому языку и повышения уровня подготовки наиболее способных учащихся начальной и средней школы проводятся предметные олимпиады, дети принимают участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Содержание и методика преподавания в начальной школе находит своё продолжение в основной школе. Учителя-словесники работают по учебным комплектам, которые максимально адаптированы к материалу начальной школы и реализуют принцип преемственности по русскому языку и литературе. Тем самым не теряется мотивационный компонент учебной деятельности: не снижается интерес к изучаемому содержанию, сохраняется опора на имеющиеся представления и опыт, ощущается продвижение в познании, присутствует переживание ситуации успеха. Результативность при обучении русскому языку и литературе во многом зависит от скорости, правильности, выразительности, компетентности чтения каждого ученика. Реализация работы в данном направлении начинается с начальных классов и получает развитие в среднем и старшем звене. Поэтому тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителей русского языка, истории, математики, иностранных языков определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Таким образом, выполняется задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и средней школы является важным условием для успешности в развитии школьников.
Рекомендации учителям-предметникам.
Очень важно в период адаптации набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не стоит воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период провести профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать отметкой его поведение, а только знания.
Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.
Таким образом, учителям-предметникам необходимо:
1.Соблюдать единый подход в соответствии с возрастными особенностями школьников.
2.Создать условия для формирования положительной мотивации обучающихся:
- постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;
- наличие «ситуации успеха»;
- избежание отрицательных отметок в I четверти.
3.Соблюдать в соответствии с СаНПиН объем домашних заданий, проводить физкультминутки.