презентация на тему Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Ныртинского совхоза» Кукморского муниципального района Республика Татарстан
План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО на тему:
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)
Учитель: Валеева Д.М.
2013г
Урок – обобщение
(из опыта работы учителяIквалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Ныртинского совхоза» Кукморского муниципального района Республика Татарстан Валеевой Д.М.)
Тема:Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)
Цельурока: отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умение правильно знаки препинания при однородных членах, закрепить умения составлять схемы предложений с обобщенными словами, воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе (слайд № 2)
На уроке были применены МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА и следующие структуры МИКС ПЭА ШЭА, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУПП, КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН.
Ход урока
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята!
Менеджмент. Приветствие.
Орфографическая разминка (слайд № 3)
1. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.
отп…рать
отб…рать
зап…реть
расст…лить
бл…стать
2. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.
прил…гательное
р…стовщик
утв…рь
прил…жение
ур…внение
II. Актуализация опорных знаний. МИКС ПЭА ШЭА. Под музыку смешиваемся
Образуем пары, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов)(слайд № 4)
Вопросы для пар: Подбираем обобщающее слово для слов каждого ряда:
1. И, да, ни-ни, не только…, но и …, как…, так и … - соединительные союзы.
2. Подлежащее, сказуемое – главные члены предложения.
3. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения.
Подбираем к обобщающим словам по несколько слов с более узким значением и образуем пары по количеству ответов МИКС ФРИЗ ГРУПП (Под музыку ученики перемешиваются в группе. После остановки музыки замирают. Учитель задает вопросы. Ученики формируют группы с таким количеством человек, которое является ответом на вопрос)
2. Виды сочинительных союзов – соединительные, разделительные, противительные.(3)
3. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (время): определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные – Образуем пары по количеству ответов –(4)
Учащиеся встают по 4 и садятся за парты, образуя партнеров по лицу и партнеров по плечу). Инструментом для управления групп является МЕНЕДЖМЕНТ. (Партнеры приветствуют друг друга).
III. Пунктуационная разминка (устная)
Повторение постановки знаков препинания при однородных членах.
( слайд № 5)
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
1. Легкий ветерок то просыпался то утихал.
2. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.
3. И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпа…ый аул.
4. Лес не школа да всех учит.
5. У самого родника р…сли не только дубы но и ели.
6. У Сибири есть много особенностей как в пр…роде так и в людских нравах.
Повторение правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
( комментируем примерами) (слайд № 6)
IV. Работа в тетрадях. Записываем число, тему.
Выполнение задания по слайду (слайд №7),
- Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
2. Всюду и вокруг и над головой была вода.
3. На крышах домов на деревьях на скамейках аллеи везде была изморозь.
Взаимопроверка по слайду № 8.
1.[:,,,].
2.[: и, и-...].
3.[,,-].
V. Закрепление основного правила постановки знаков препинания: двоеточия, тире, двоеточия и тире в предложении.
1. Используя структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА (слайд № 9), выписываем те предложения, которые соответствуют схемам под вашими номерами по МЕНЕДЖМЕНТУ. ( слайд № 11)
2. Используем структуру КОНТИНИУС РЕЛЛИ РОБИН, т.е. проверяем и обсуждаем выполненные задания. ( слайд № 12)
3. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия (слайд № 13, 14)
1. Из предложения В лесу легко дышится взять обстоятельство места;
2. Добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;
3. Добавить подлежащее предложения Всё вдруг изменилось в ней.
Получилось выражение «В лесу поражает всё: …».
Задание: Используя это выражение, составьте предложение с обобщающим словом по иллюстрации 14 слайда.
VI. Физкультминутка. Давайте отдохнём, вспомним лес летом. Я приглашаю вас на прогулку. (Включается файл аудио/видеофильм «Прогулка»)
4. Перестройте предложения так, чтобы они соответствовали относящимся к ним схемам. Расставьте знаки препинания. ( слайд № 15) (Включается музыка)
5. Какие слова могут стоять после обобщающих слов перед однородными членами и после них в книжной речи? Как ставятся знаки препинания в этом случае? Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, укажите на их особенности. (слайд № 16)
1) Некоторые виды рыб, а именно: карпы, лещи, сазаны - легко разводятся в прудах.
2) Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение осени.
6. Слово учителя: За окном зимний день. Сколько раз мы наблюдали падающий снег! Как знакома нам ситуация: мы в тёплой, уютной комнате, у окошка: смотрим, как за стёклами пролетают мимо или тихо падают снежинки. Снег идёт…
Так же, как мы, стоял у окна поэт Б. Пастернак и появились строчки: (знаки препинания на слайде не расставлены)
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятеньи:
Убелённый пешеход,
Удивлённые растенья,
Перекрёстка поворот.
( Б. Пастернак )
(читаем стихотворение) (cлайд № 17)
Выполняем задание.
- Какой эффект создаёт обобщающее слово при однородных членах в этом стихотворении?
- Обобщает смысл, усиливает значение следствия, результата процесса (снег идёт), выраженного рефреном стихотворения «Снег идёт…». Обобщающее слово может быть средством выразительности в поэтической речи.
7. Проанализировать предложения (слайд № 18)
Уметь отличать простые предложения с обобщающим словом от простых предложений с составным именным сказуемым.
VII. Обобщение знаний. ( слайд № 20)
Обобщающие слова – это __________________________
Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и __
Обобщающие слова в предложении могут стоять _________
Тире ставится, если __________________________________
Двоеточие ставится, если _______________________________
Двоеточие и тире ставится, если ____________________