Мы сегодня с весёлым настроением «пробежимся по русскому языку» и остановимся
там, где нам будет интересно, потому что это наслажденье погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить чудные законы его.
1 команда – «Любознательные друзья».
2 команда – «Находчивые ребята».
1).Задание командам.
- Подготовьте визитную карточку своей команды, используя следующие выражения: а) «Любознательные друзья» - это…..
«Находчивые ребята» - это….
Б) Для того чтобы выиграть, надо….
во- первых, ……
во-вторых, …...
в) Мы всей командой постараемся и обязательно выиграем.
- К какому типу речи относится данный текст? Ведь здесь есть тезис (т.е. основная мысль ), доказательства и вывод.
( Рассуждение.)
2). Разминка. (Пока команды готовят визитную карточку, проводится разминка с болельщиками).
«Нет ничего такого в окружающей нас жизни , чего нельзя было бы передать русским
словом. » (Слайд 2.)
К.Г.Паустовский.
- Вставьте гласную букву. (К…Т. Слайд 3.)
Он живёт в океане и выпускает из ноздри огромный фонтан. (Это кит.)
А ловит мышей и громко мурлыкает – это (кот.)
- Мы видим,что слова отличаются всего лишь одной буквой , но имеют разное лекси-
ческое значение.
- Как называется раздел лингвистики,который изучает значение слов ?
(Лексикология.) (Далее дети разгадывают слова.)
3).Представление команд. Визитная карточка.
4).Подведение итогов .
5). – Много разных слов в русском языке.А мы их найдём?
Игра «Арбуз». (Слайд 4.)
- Что везёшь, автомашина?
- Всё, что есть на букву «а».
Вот арбузы, ананасы,
Апельсины ,абрикосы и айва.
- А какие слова подобрали вы?
(Например: аист, абажур, ангина, август, автобус, аквариум, акварель и т.д.)
6).Подведение итогов
7).Игра «Перекресток». (Слайд 5.)
- Я вам помогу, но и вам без смекалки не обойтись. Слова каждая команда записывает
на листочек, который лежит у вас на столе.
Садовый цветок. (Астра.)
Жвачное животное, покрытое шерстью и упрямое, как … (Баран.)
Сочетание слов.(Фраза.)
Смотр войск 9 Мая на Красной площади. (Парад.)
Большая хищная зубастая рыба. (Акула.)
8).Подведение итогов.
9).Мы расставляли по местам буквы, чтобы получались слова, а теперь расставьте
буквы так, чтобы получилось предложение.(Слайд 6)
В этом ребусе зашифрована скороговорка.
Ребус – это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нём поставлены знаки, фигуры ,нарисованы предметы , название которых надо отгадать.
Чтобы вам легче было разгадать,послушайте стихотворение ,оно поможет вам быстрее справиться с задачей : разгадать слова.
Я спрятала кукол. Сама прочитала:
Играть не хочу. Дрова и трава.
Мне некогда очень - Дрова во дворе,
Я буквы учу. А трава на лугу,
Из них я сама Теперь, как большая,
Составлю слова, Читать я могу.
10). «Путаница»
Каждой команде выдается карточка со стихотворением К.И.Чуковского. Ребята должны прочитать его, разделить на предложения, расставить знаки препинания. (Слайд №8)
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там, на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержаться в порядке.
10).Пока команды разгадывают скороговорку,мы с болельщиками будем разгадывать
шарады ,метаграммы ,логогрифы ,ребусы.
а). Шарады.
В шараде требуется отгадать определённое слово .Каждое слово отгадывается не всё
сразу, а по частям.
(Слайд 9-11).
1.Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом - мастер есть один ,
Он мебель делает прекрасную.
2.Первая буква есть в слове «сурок»,
Нет этой буквы в слове «урок».
А дальше подумай, и краткое слово
У умных ребят ты найдёшь, у любого.
Две буквы у « мамы» возьми без смущенья,
И в целом получишь – итог от сложения.
3.Возьмите наименьшее трёхзначное число,
И букву назовите рядом с ним одновременно,
И вы одно получите из слов,
Которым называют кучу сена.
б).Метаграммы.
В метаграмме зашифровано определённое слово. Его нужно отгадать. Затем в зашифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой,
и значение слова изменится.
(Слайд 12-13).
1.С буквой «Л» - в игре в футбол
Часто слышим слово ….
С «Д» уж в слове смысл не тот –
Мерой стало – просто ….
2.Когда я – месяц, то,легко дыша ,
Ты,как и снег, на солнце словно таешь.
Коль вместо «Т»- в меня поставишь «Ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь.
в). Логогрифы.
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем в зашифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.
(Слайд 14-15).
1.Число я - меньше десяти,
Тебе легко меня найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я всё – отец, и ты, и дедушка, и мать.
2.Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёю живём.
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то ,что решать суждено.
г). Ребусы. (Слайд 16).
11).Пантомима.
- Догадайтесь, какие слова написаны у ваших соперников на листочках . Не произнося ни слова ,они вам подскажут движениями , мимикой , жестами , какие слова у них записаны .