Базовый учебник: Учебник: А.А. Летягин География. Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр « Вентана-Граф» 2014.
Цель урока: Сформировать представление о реке, её частях. Показать различие рек и общие черты рек. Познакомить с крупнейшими реками мира и России.
Задачи:
Личностные:
- воспитать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира;
-воспитывать экологическую культуру;
-формирование толерантного отношения друг к другу.
Метапредметные:
- развивать умения самостоятельно добывать знания и применять их;
-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать результаты исследования;
Предметные:
-изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа;
-познакомить с крупнейшими реками России, мира;
-сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Продолжительность, минут
I. Организационный
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя
1
II. Мотивационно – целевой
Тема нашего урока кроется в загадках. Послушайте и назовите нашу тему.
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Лето веселюсь,
Осенью спать ложусь.
В неё льётся, из неё льётся,
Сама по земле плетется.
Змея разлеглась у меня на пути,
Ползёт, а меня не пускает пройти,
Ползёт, оставаясь на месте своем.
Ты знаешь, о чём говорю я?
О чём?
Вы уже поняли, что тема нашего урока….. (Реки).
2
III. Актуализация знаний
Вопросы в начале параграфа 17
По карте определить, чем отличается река от озера, моря, океана.
Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания, впечатления
Формируют цели урока
4
IV. Усвоение новых знаний:
1. Работа с физической картой России
2.Знакомство с правилом показа реки и её частей.
3. Показ рек на карте (от истока к устью).
4.Физминутка
5.Работа с рабочими тетрадями
6.Работа с учебником
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество - больших и скромных…
Презентация «Реки»
Объясняет:
Все реки имеют исток – начало реки.
Русло – углубление, где течёт река.
Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.
Найдите на карте истоки разных рек.
Покажите на карте следующие реки: Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго.
Объясняет как определить правый и левый берег.
Знакомит с характеристикой профиля реки:
Речная долина –углубление, в котором располагается русло.
Пойма – часть долины, которая затопляется водой в половодье
Задает вопросы:
- Что такое бассейн реки?
- А водораздел?
- Уральские горы для каких рек являются водоразделом?
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит…
В своих атласах находят реки.
Определяют где начинаются реки, куда впадают, определяют области стока.
Работают с рабочими тетрадями
Слушают объяснение
Ищут в атласах, показывают на карте.
Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.
Работают со схемой, подписывают части реки. ( приложение 1)
Формируют отличия горная и равнинная река
V.Закрепление
А теперь все что мы узнали на уроке рассмотрим на примере рек Астраханской области, в частности реки на берегах которой мы живем.
Как называются реки (Ямная)(Бахтемир)
Частью какой реки являются (Волга)
Где начинается река Волга?
Куда впадает?
ученики отвечают на вопросы
VI. Рефлексивно – оценочный
1. Ставит перед учащимися задачу:
Продолжите эти предложения:
1.Сегодня я узнал…….
2. Было интересно……
3. Было нелегко………
4. Я понял, что………..
5.Мне понравились задания……………….
6. Я научился…………
7. Меня удивило………
2. Выставляет оценки в журнал
Выполняют поставленную задачу
Взаимооценка
3
VII. Информирует учащихся о домашнем задании
Задаёт задание:
Параграф 17, р.тс.57
Составить кроссворд по терминам темы.
Нанести на к/к крупные реки мира.
Записывают домашнее задание
2
Литература, источники:
1. География. Начальный курс: методическое пособие /автор – составитель Кузнецов А.П. – М.: Дрофа, 2010.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса. ОУ/Т.П.Герасимова, Н.П., Нелконова. – М.: Дрофа, 2009.
3. Интернет – ресурсы.
4. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыт работы, разработки уроков /авторы – составители О.А.Бабекова, Л.А.Ласикова, Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.