Submitted by Елена Александровна Пономарева on вс, 19/10/2014 - 17:34
Технологическая карта урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УДД
Создание мотивации
1 мин
Мысленный эксперимент. Представьте, что вы оставили осенью на даче, в закрытом от человеческих глаз, но под открытым небом месте: кусочек натрия, железный гвоздь и золотое колечко. В каком состоянии мы найдем их весною?
Рассуждают, опираясь на изученные на предыдущем уроке свойства металлов. Натрий будет взаимодействовать с воздухом и водою (водяные пары, дождь), превратится в какие-то его соединения, железный гвоздь заржавеет, золотое украшение не изменится.
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи
Актуализация знаний
6 мин
Задание. Составьте уравнения реакций, которые могут произойти в данном случае.
(Так как коррозию металлов учащиеся будут изучать только на следующем уроке, для железа достаточно записать реакцию с кислородом).
Итак, натрий окажется в виде солей, железо станет оксидом, золото не изменится.
Составляют уравнения реакций, один ученик работает у доски, остальные вносят предложения и записывают в тетрадях
2 Na + O2 = Na2O2
2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2
2 NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O
NaOH + CO2 = NaHCO3
3 Fe + 2 O2 = Fe3O4
Познавательные - умение создавать и применять знаки и символы;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
Поисковая беседа
(формулировка цели)
2 мин
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с получением металлов. Как вы считаете, из чего их надо получить?
А в виде каких классов веществ они содержатся в природе?
Попытайтесь ответить на мой вопрос, взяв за основу ряд активности металлов и наш мысленный эксперимент.
Сформулируйте, пожалуйста, что сегодня мы должны узнать, чему научиться.
Предполагают. Из тех соединений, в виде которых они содержатся в природе: руд, минералов.
Металлы в начале ряда – в виде солей, середины ряда – в виде оксидов, в конце ряда – в свободном состоянии.
Зарисовывают схему в тетради (слайд 1)
Нам надо узнать, КАК получить металлы:
А) из солей;
Б) из оксидов;
В) из сульфидов.
(Для металла в свободном виде химических процессов не требуется).
Регулятивные - умение самостоятельно определять цели своего обучения
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи
Личностные - формирование целостного мировоззрения,
Работа со схемой
4 мин
Рассмотрите схему, прокомментируйте ее и зарисуйте в тетрадь
Зарисовывают схему в тетради (слайд 2)
Получение металлов из оксидов
Необходим элемент, который сможет вытеснить металл из его оксида – восстановитель. Роль восстановителя могут выполнить углерод (в виде простого вещества или оксида углерода (II)), водород, более активный металл
Получение металлов из сульфидов
Сначала проводят обжиг сульфида. При этом образуется оксид металла, который восстанавливают первым способом.
Получение металлов из солей
Осуществляется с помощью электролиза расплавов или растворов солей. Например, чтобы получить натрий из поваренной соли, пропускают электрический ток через расплавленную соль. При этом происходит реакция разложения.
Познавательные - умение применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач
Просмотр видео ролика, работа с таблицей
10 мин
Мы отправляемся на экскурсию на крупнейший металлургический комбинат – Магнитогорский.
Просматривая видео, надо заполнить таблицу (первая колонка дана, вторую - заполняют учащиеся)
(После заполнения таблицы организуется проверка, сначала учащиеся сверяются и корректируют ответы в парах, оценивая работы друг друга, затем один из учащихся зачитывает ответы, остальные сверяют).
Просматривают видео с 7 мин 45 с по 14 мин 30 с (всего 7 минут 15 секунд)
https://youtu.be/GAnB9OWdpcg?t=7m45s
Заполняют таблицу
Сырье для получения чугуна
(Железная руда, кокс)
Условия протекания процесса
(1700 градусов, в печь подается воздух)
Производительность доменной печи
(больше 1 млн тонн в год)
Последующее использование чугуна
(Производство изделий: трубы, рельсы,
Получение стали)
Личностностные - ориентирование в мире профессий, формирование уважительного отношения к труду, формирование основ экологической культуры
Коммуникативные - работать в группе: находить общее решение
Просмотр видео об алюмотермии
5 минут
Можно ли смоделировать металлургический процесс в лаборатории?
Посмотрим видеоролик. Во время просмотра найдите, пожалуйста, ответы на вопросы и заполните таблицу.
(После заполнения таблицы организуется проверка, сначала учащиеся сверяются и корректируют ответы в парах, оценивая работы друг друга, затем один из учащихся зачитывает ответы, остальные сверяют).
(металлический лист, чаша с песком, зажигательная смесь, магниевый фитиль)
Преимущества способа
(Получается чистое железо (без углерода), легко осуществить в полевых условиях)
Личностнные - формирование ценности безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения.
Регулятивные - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Коммуникативные - работать в группе: находить общее решение
Составление уравнений реакций
8 минут
Итак, чтобы получить металл из оксида на металлургическом комбинате использовали кокс (уголь). В лабораторных условиях – алюминий. Составьте уравнения реакций получения железа из оксида железа (III) с помощью угля, оксида углерода (II), водорода, алюминия. Всего 4 уравнения.
Составляют уравнения реакций. После этого школьникам предлагается самим проверить правильность написания, пользуясь слайдом 4, оценить себя и поставить в тетради оценку.
4 полностью правильных уравнения реакций – «5»
3 полностью правильных уравнения реакций – «4»
2 полностью правильных уравнения реакций – «3»
Регулятивные - владение основами самооценки
Познавательные - умение создавать и применять знаки и символы
Работа с учебником
5 мин
Работа в парах. Просмотрите параграф 9. Дополните схему (слайд 5) основными методами, используемыми в металлургии. Сверьтесь с соседом по парте. Дайте устное пояснение, приведя примеры.
Вписывают основные методы металлургии на основе параграфа 9
Устно поясняют схему:
Пирометаллургия – металлургическое производство, использующее высокотемпературные процессы. Например, производство чугуна.
Гидрометаллургия – производство металлов, выделением их из растворов. Например, соединения урана растворяют серной кислотой с последующим вытеснением более активными металлами.
Электрометаллургия – производство металлов при помощи электрического тока. Так получают активные металлы.
Микробиологические методы – методы обогащения металлургического сырья с помощью микроорганизмов. Например, извлечение меди из бедных сульфидных руд на месте залегания с помощью бактерий
Познавательные – смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения
Коммуникативные - умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; работать в группе;
Рефлексия
3 мин
Закончите фразы
Я понял, что профессия металлурга…
Я могу помочь металлургам тем …
Желающие по цепочке предлагают свои варианты ответа.
Коммуникативные – формулировать и отстаивать своё мнение; использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей
Личностные - формирование уважительного отношения к мнению другого человека
На: Получение металлов
Здравствуйте Елена Александровна!
Как всегда, представили до мелочей продуманный урок!
Думаю, что учителя химии нашего сообщества будут благодарны за представленную разработку по теме "Получение металлов"!
Спасибо огромное! Успехов!
С уважением, Лариса Александровна