Базовое содержание урока
|
Деятельностный компонент урока
|
Ценностный компонент урока
|
Творческий компонент урока
|
Смысловые блоки содержания
|
Познавательные задачи для учащихся
|
1. Организационно мотивационный этап урока
|
Определение темы урока
|
Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Мы воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и составим описание погоды на сегодня.
Игра «Узнай метеоприбор»
Разгадайте кроссворд «Метеорологический».
Фронтальная беседа с учащимися.
- Что называют погодой?
- Какие сведения о погоде вы отмечали в своем календаре погоды?
- Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?
- При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?
- Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?
-К чему приводят отсутствие атмосферы на Луне и малая скорость вращения Луны вокруг собственной оси
Просмотр видеофрагмента (30с)
www.youtube,com/watch?feature=player_detailpage&v=IDHmSarcKk)
Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между человеком и атмосферой? В чем она проявляется?
- Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха?
- Выскажите предположение, чему будет посвящен
наш урок?
- Сформулируйте цель нашего урока
|
Графически изображают погоду дня.
18 октября 2014 год
зап P=756мм рт. ст.
110 С
Разгадывают кроссворды
Прил 1
Отвечают на вопросы
Отсутствие атмосферы на Луне приводят к тому, что днем (а день там длится около14 земных суток)
поверхность нагревается 100-170 0 С, а с наступлением ночи остывает до -2000 С
Смотрят видеофрагмент. Высказывают свои мнения
- «Загрязнение атмосферы человеком»
- «Человек и атмосфера»
Полагают, что человек и атмосфера зависят друг от друга
Формулируют тему урока и цель.
«Атмосфера и человек»
- Доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли.
|
метеорологические приборы
Определяют тему урока
Устанавливают взаимосвязь между атмосферой и человеком.
|
|
Формулирование задач урока
|
Перечислите действия, с помощью которых мы достигнем поставленной цели.
- Просмотрите содержание параграфа
- Вспомните видеофрагмент.
Какое воздействие оказывает человек на атмосферу?
Оказывает ли атмосфера влияние на людей?
|
Перечисляют задачи:
1.Выяснить, какое влияние атмосфера оказывает на человека. Как человек влияет на атмосферу.
2. Изучить, что такое парниковый эффект. Спрогнозировать его последствия.
3. Познакомиться с явлениями в атмосфере.
4. Сформулировать правила поведения во время грозы.
|
Объясните почему явление удержания тепла, излучаемого Землей назвали парниковым эффектом
|
|
Создание мотивационной установки
|
Как вы думаете, насколько сильное влияние оказывает воздушная оболочка Земли на человека и к каким последствиям может привести загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью людей?
|
Ответить на вопросы.
|
|
|
2. Процессуально - содержательный этап урока
|
Влияние атмосферы на человека
|
Прочитайте пункт «Влияние атмосферы на человека» с. 76-77 учебника. Посмотрите на фотографии на интерактивной доске (представлены три фотографии: житель Центральной Азии, европеец и представитель северного народа). Попробуйте определить, где проживают эти люди. По каким признакам вы это установили?
|
- Высказывают предположения.
- Определяют примерное место проживания людей.
- Устанавливают зависимость внешнего облика человека от погодных условий. Называют различные признаки
|
Устанавливают причины следственной связи между внешним обликом человека и погодными условиями, характерными для той местности, где он проживает.
|
|
Влияние человека на атмосферу
|
В атмосферу постоянно попадают вещества, образующиеся в результате природных процессов (извержений вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров) и хозяйственной деятельности человека (транспорт, промышленность, тепловые электростанции).
Проанализировать статистические данные таблицы. Сделать вывод.
- К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?
|
Учащиеся работают в парах, заполняют схему:
Содержание оксида углерода, выбрасываемого в атмосферу (%)
|
Источники загрязнения
|
Оксид углерода (%)
|
Транспорт
|
63
|
Промышленность
|
21
|
Электростанции
|
5
|
Прочие источники загрязнения
|
11
|
Делают вывод о парниковом эффекте и его последствиях (таяние ледников, затопление суши)
|
|
|
Опасные явления в атмосфере
|
Просмотр фрагмента гроза
www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=t8Quyxy0sPQ
- Как защитить себя от грозы?
|
Что такое молния? Как действовать во время грозы?
http://www.molnie.ru/interes-groza.php.Составляют правила поведения во время грозы
|
|
|
Редкие явления в атмосфере
|
Солнечный свет, проходя атмосферу, при определенных условиях может создавать удивительные оптические эффекты.
- Какие оптические эффекты вы наблюдали в природе, или вы о них уже читали?
- Почему радуга разноцветная?
Видеоролик «Почемучка. Что такое радуга» (начало просмотра с 9:02 до 11:12).
http://video.mail.ru/mail/matvejeva1961/2020/11032.html
- Почему закат и восход солнца красный?
Опишите оптическое явление в атмосфере. Просмотр
видеоролика «Мираж в пустыне Сахара» http://www.youtube.com/watch?v=OgrBSbexsM4
- Можно ли в нашей местности наблюдать это оптические явление?
|
Отвечают на вопросы.
Заполняют таблицу: «Атмосферные явления» прил 2
|
|
|
3 Этап закрепление
|
Закрепление
|
Викторина «Атмосфера»
- Как называется воздушная оболочка Земли?
- Как называется атмосферное явление , которое можно наблюдать после дождя?
- Как часто бывают грозы на Земле?
- Состояние нижних слоев воздушной оболочки Земли в данном месте в данный период времени
- Основной источник загрязнения воздуха
- Прибор для определения влажности воздуха
- Что такое молния?
- Ветер разрушающий дома, обрывающий линии связи.
|
Отвечают на вопросы.
|
|
|
4. Рефлексивный этап урока.
|
Рефлексия деятельности
|
Продолжи предложение
«Чтобы доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли, мы …»
|
Изучили влияние атмосферы на человека, влияние человека на воздушную оболочку Земли. Познакомились с опасными и редкими явлениями в атмосфере. Узнали, как защитить себя от грозы.
(обобщение проведенных действий)
|
Анализ своей деятельности на уроке
|
|
Рефлексия эмоционального состояния
|
Прием «Закончи фразу»
|
Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции:
Заполняют письменно (или устно проговаривают ответы)
|
Выражают свое отношение к работе на уроке. В письменной или устной форме
|
|
5. Объяснение домашнего задания.
|
Обязательное домашнее задание
|
- Выпишите географические термины из параграфа 14 и дайте им определение
- Выполните задание №1-3 в рабочей тетради (стр 38-39)
|
Читают задание и формулируют уточняющие вопросы учителю
|
|
Дополнительное задание (по желанию, по выбору
|
- Сфотографируйте различные атмосферные явления. Составьте комментарий.
|
Отбирают необходимый материал (фотографии)
|
Делают фотографии атмосферных явлений
|
|
|
|
|
|
|