В условиях перехода на новый Стандарт особое внимание уделяется средствам обучения, которые служат инструментом реализации требований ФГОС. Эти средства обучения должны помочь учителю построить урок на основе принципов деятельностного подхода с учётом целей результатов обучения, предполагающих единство результатов образования: предметных метапредметных и личностных.
Выбор учебника важен ввиду того, что опираясь именно на учебник, учитель может реализовать в практике преподавания требуемые Стандартом нового поколения результаты обучения. Насколько учебник, являясь не только источником информации, но и средством для организации учебной деятельности учащихся, позволяет учителю с максимальной экономией времени и сил соответствовать в своей работе этим требованиям нового Стандарта, добиваться нужных результатов обучения!?Например, при изучении темы "Погода, климат" в 6 классе, учащиеся с помощью учебника и учителя понимают суть и разницу между такими метапредметными понятиями: информация о состоянии атмосферы (температура, давление, влажность воздуха, направление и сила ветра и т.д.), собираемой с данных метеостанций, которая является основанием для формирования знаний о закономерностях изменения погоды и климата в мире, стране, городе, районе. А синоптическая карта - есть знаково-символическая форма (способ) предъявления этой информации, которая понятна любым пользователям, в любой стране и позволяет делать на её основании выводы о закономерностях географических изменений от места к месту. А при изучении следующего курса географии узнают, что "Географическая оболочка - географические пояса - природные зоны, природные комплексы" - это системы взаимосвязанных и взаимозависимых объектов, процессов, явлений разного уровня, которые изменяются как в пространстве, так и во времени, и на основе изучения которых можно объяснить, предсказать, предупредить, предотвратить неблагоприятное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду, которая есть среда обитания человека.Задания всех составляющих УМК не должны ограничиваться заданиями только в формате ТЕСТОВ, но должна быть представлена работа с различными источниками информации - картами, схемами, таблицами, иллюстрациями, различными текстами, включая художественные, публицистические, справочные и т.д., которые в свою очередь формируют столь требуемые нынче умения школьников анализировать, сравнивать. выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, и в конце концов - ясно, логически грамотно высказывать их.1. Учебник должен обеспечивать как содержательный, так и процессуальный компонент обучения с точки зрения организации деятельности учащихся.
2. Текст современного учебника предъявляет содержание с учётом его значимости для ученика как личности обладающей соответствующей культурно-информационной базой и потенциалом развития, формируя целостную картину мира.
3. Текст современного учебника представляет собой единой целое с внетекстовым компонентом, комплексно, разносторонне раскрывая содержание с помощью различных источников информации, обладая возможностью вариативной организации деятельности учащихся на уроке.
4. Методический аппарат учебника содержит вопросы и задания не только для оценки уровня знаний учащихся, но и для усвоения учебного материала через организацию деятельности учащихся на уроке, формирования необходимых умений, в том числе метапредметных. Также в методическом аппарате должны присутствовать вопросы, отвечая на которые ученик должен продемонстрировать собственную точку зрения, своё отношение к обсуждаемому содержанию, эрудицию, что предполагает индивидуальный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения, формирование личностных результатов обучения.
|