Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из опыта работы учителя музыки

Фото пользователя Ольга Геннадьевна Люльченко
Submitted by Ольга Геннадьевна Люльченко on Wed, 15/10/2014 - 22:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Люльченко О.Г.
Место работы, должность: 

учитель музыки МБОУ СОШ №15  г. Энгельс

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Уровни образования: 
высшее профессиональное образование
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Методические рекомендации и обмен опытом работы на уроках музыки по теме&nbsp;<strong>&laquo;Творческие задания как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке музыке &raquo;.</strong></p>

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Информация об опыте……………………………………………………    .2

                Условия возникновения…………………………………………  2

                 Ведущая педагогическая идея…………………………………. .3

                 Методы обучения ………………………………………………  4

 

Технология опыта……………………………………………………………5

 

Результативность опыта……………………………………………………18

 

Библиографический список………………………………………………  19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Информация об опыте.   

        В процессе всестороннего развития личности музыке принадлежит ответственная роль, хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд. Но жизнь без музыки не формирует и не воспитывает человека целостно, всесторонне и гармонично развитого.

     Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она ставит задачу развития в человеке  богатства творческих сил и художественных способностей. Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем без исключения людям, так как она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

 

   Условия возникновения.

    Проблема творческого развития  ребенка всегда оставалась одной из фундаментальных проблем на всем протяжении развития школы. Особая роль в этом сложном процессе отводится музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание является средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств и, что особенно важно, нравственности подрастающего человека.

          Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен детскому дошкольному и школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической музыки, как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога – учителя музыки в общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию: надо что-то менять.

     Сегодня эстетический уровень подростков низок и не только в музыке. Подавляющее большинство старшеклассников либо вообще не читают, либо читают остросюжетную литературу. Не любят посещать театры, концерты классической музыки, музеи, выставки. Это подтверждает не только опросы социологов, но и наши анкеты, и разговоры со старшеклассниками.   Нынешнее поколение молодежи часто называют потерянным. И не только потому, что оно ищет и не всегда может найти свое место в жизни, но и потому, что считают его потерянным для настоящего, высокого искусства. Порой можно слышать, как отзываются о серьезной музыке: “…сложна, непонятна, …скучна и устарела…”. И не только подростки, но и взрослые считают, что музыка предназначена лишь для развлечения. Для понимания любой музыки (народной, классической, эстрадной) нужна работа души. Где сердце не затронуто, не может быть музыки. Важно научиться понимать, эстетически оценивать и эмоционально переживать произведения искусства.

Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих передо мной.

     Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, инструментальному музицированию, драматизации, теории музыки.

 

     Проблему своего педагогического опыта я сформулировала так: «Творческие задания как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке музыке ».

     По данной проблеме я определила следующие педагогические задачи:

 

  • активизировать познавательный интерес учащихся к урокам музыки через  творческие задания
  • создать условия для личностного роста учащихся, для воспитания творческой личности;
  • укреплять в сознании детей связь музыки с жизнью, с гуманитарными и точными науками.

 

 

  Но с чего же надо начинать, чтобы искусство выполняло свою воспитательную и познавательную роль. Как организовать учебный процесс, чтобы ребята получали радость от общения с искусством и эстетическое наслаждение?

      Идея обновления музыкального образования в школе не давала мне покоя, побуждала к поиску новых форм и методов работы, пересмотру программного материала по музыке.

 

     Ведущая педагогическая идея

 

     Ведущей идеей своей работы я считаю  обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.

     Идея личностно-ориентированного обучения предполагает, что учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

     Организация учебной деятельности при личностно-ориентированном обучении предполагает сотрудничество, учение без принуждения и успех от этой деятельности.

 

   Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества, уроков поисков, уроков сотворчества с учителем:

 1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.

2.Активизация поисково- познавательной деятельности учащихся.

3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

4.Овладение языком музыкального искусства с помощью  музыкально – теоретических знаний и навыков, а также постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебными предметами.

5.Приобщение учащихся к музыке с помощью  проблемно-творческих заданий, исследовательских проектов, сбора нужной информации о проблеме, стоящей пред учащимся.

6.  Формирование  потребности у учащихся в общении с музыкой.

7. Приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой.

 

 Методы обучения

 

     В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод «забеганий» вперед и «возвращений», метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и художественно-практические методы. Последние имеют особо важное значение в вокально-хоровой  работе.   

       Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

      Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие методы:

 

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, создание ситуации успеха в учении, дискуссии, поощрения и порицания, соучастия, импровизации, мозговой штурм, ролевая игра.
  2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, моделирования художественно-творческого процесса, сочинение-сочинённого, самостоятельной работы и работы под руководством учителя, содержательного анализа музыкального произведения, наглядные, словесные, практические.
  3. Методы контроля и самоконтроля: синквейн, цифровой и слуховой диктант, тестирование, деловая игра, собеседование, викторина, зачёт, взаимопроверка, самопроверка.

 

 

II. Технология опыта

 

     Хоровое пение считаю одним из  самых активных видов музыкально-практической деятельности на уроках музыки. Именно хоровое пение как искусство истинно массовое, воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, развивает важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие, способствует всестороннему выявлению творческих способностей.

     В хоровом пении учащиеся не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания. То есть специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе

учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Традиционно на уроке существует несколько взаимосвязанных между собой видов вокально-хоровой работы. Это – распевание и работа над песней. 

     Распевание подготавливает голосовой аппарат ребенка к вокально-хоровой работе. Небольшие народные песенки, фрагменты из песен использую для распевания на уроке. Упражнения способствуют развитию звукового слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Систематическое использование маленьких песенок

помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.

   Таким образом, при исполнении подобных упражнений создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них проявляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

     Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот прием хорош тем, что активизирует всех детей, заставляя их, не отвлекаясь, следить за пением своего товарища, чтобы суметь вовремя и точно интонируя, продолжить песню. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей.

     Слух и певческий голос развиваются успешнее, если этот процесс сопровождается зрительной наглядностью и подкрепляется двигательно-моторной активностью учащихся. С этой целью я применяю различные методы включения элементов музыкальной грамоты в процессе вокально-хоровой работы. Большое место здесь занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставя их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.

  Для лучшего запоминания местонахождения каждой ноты на нотном стане дети разгадывают ребусы.    

 

 

 

                    

          Для развития ритма использую упражнение «Барабаны». После разучивания дети учатся определять долгие и короткие звуки, отхлопывать ритм. Часто пользуюсь приемом, чтобы дети узнавали знакомую песню по ритму или сами отхлопывали ритм песни.  

 

     Следующий вид вокально-хоровой работы – это работа над песней.

     Работу над песней провожу в несколько этапов. Первый этап – показ песни на уроке и беседа о ее содержании. Затем начинается основной этап

репетиции. Заключительный этап работы над песней предполагает исполнение выученного произведения целиком, от начала до конца «как на концерте».

   В работе над песней я также применяю творческие задания. Перед разучиванием песни, кроме краткой беседы, можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни, например, перед исполнением песни о маме можно устроить соревнование между рядами, кто больше назовет поговорок, пословиц о маме. Я помогаю: «Нет надежнее дружка, чем родная матушка», «При солнышке тепло, при матушке добро», «Птица рада весне, а младенец матери». Перед исполнением праздничной, игровой, трудовой песни:

«Хорошая песня дух бодрит», «Где песня поется, там счастливо живется», «С песней и труд спорится». Использование пословиц положительно влияет на качество пения детей. Они поют более выразительно, с удовольствием.

     Песню, написанную в куплетной форме, начинаю разучивать с припева. Учащиеся быстрее запоминают повторяющийся припев и активно участвуют в его исполнении.

       Для чистоты интонирования мелодии и ритмической точности исполнения я часто пользуюсь приемом пения без сопровождения. Такой

игровой прием как пение по фразам «вслух» и «про себя» также использую для отработки внимательности, точности интонирования первого звука в каждой новой фразе. Если необходимо выравнивать звучание гласных, то использую прием пения мелодии песни на какой-либо слог – «вокализом».

Для того, чтобы выразительнее подчеркнуть характер песни, применяю такой игровой прием как инсценирование песни.

     Одной из форм заключительного этапа разучивания новой песни служит исполнение под фонограмму. Еще на заключительном этапе работы над песней сочетаю хоровое пение с другими видами детского музицирования:

исполнение песни с ритмическим аккомпанементом, включение танцевальных эпизодов,   исполнение песни с солистами, с учащимися дирижерами  («Дирижируем хором»).

 

Ролевая игра “Дирижёры”

 

Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.

Ребёнок должен выполнить следующие действия:

Собрать внимание хора.

Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)

Дать точное вступление в начале дирижирования.

Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.

Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.

 

     Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровой работе использую прием, который считаю наилучшим, когда дети придумывают свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением – песней, или даже желают спеть ее перед классом.

     Инструментальное музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на простейших, доступных ребенку музыкальных инструментах. Инструментальное музицирование связано тесным образом со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

     Я думаю, что игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе изучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Наблюдая, что инструментальное музицирование  вызывает восторг, радость у учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

                Следующим этапом проведения урока является слушание музыки.

   Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.

Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.

Для активизации восприятия, часто обращаюсь к следующим методам и приемам::

- метод “выхода за пределы музыкального искусства” - это обращение к историческим фактам, а также к произведениям других видов искусств, позволяющим ярче воспринимать музыкальные

образы и осознавать язык искусств и специфику музыкального искусства.

- метод образно-игрового вхождения в музыкальный образ.

- прием “пластического интонирования”, передающий через движение руки, корпуса интонационно – образный строй музыки.

- метод сравнения и сопоставления образов.

- прием вокализации тем инструментальных сочинений (например: “Утро” Э.Грига, симфонические темы симфонии №5 Бетховена.)

- прием игры на музыкальных инструментах (бубнах, ложках, треугольнике, трещотках, свистульках) позволяет ярче и осознаннее ощутить содержание музыки, почувствовать себя “сотворцом” - исполнителем, “самовыразиться” - например, в “Камаринской”, в “Арагонской хоте” М.И.Глинки.

- задание – дать название прозвучавшему произведению, позволяющее учащимся сосредоточиться, осознать и показать в своем названии суть музыкального образа, а иногда эти задания приводят к поэтическим импровизациям.  

 

На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с некоторыми из них я хочу поделиться.

 

 

1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

 

2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

 

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

 

4 . “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

 

 5.«Мозговой штурм». Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

   а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

  б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

  в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

6. «Мозговая атака»   

Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

  • 1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
  • 2 этап. Обмен информацией.

Рекомендации:

  • – лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
  • – при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
  • – оперативная запись высказанных предположений.
  • Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.

 

8. «Синквейн». Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

  а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

  б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

  в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

   г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

 

 

8. «Ассоциативный ряд». В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

 

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

 

 9. «Урок-путешествие, урок-игра». Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.

 

10. «Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
  • В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
  • В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
  • – не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
  • – продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
  • – постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
  • Например, в теме «Искусство открывает мир» в начале урока был составлен кластер «Искусство». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.

 11. «Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)

  • Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
  • Обязательным условием при проведении дискуссии является:
  • – уважение к различным точкам зрения ее участников;
  • – совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Песня» в 5 классе, дети назвали такие темы урока: «Песня – лекарство от скуки», «Песня – жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый приятель», «Песня – душа народа».

 12. «Ключевые термины»

  • Учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.
  • Вариант 1. парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.
  • Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
  • Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

 

 

 13. Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.

 

14.  Деловые игры снизит утомляемость при однотипной работе, разовьет чувство коллективизма, придаст значимость изучаемой проблеме.

Наибольшую активность учащихся всех возрастов вызывают уроки по аналогии с телевизионными играми — КВН, «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки» и «Удивительное рядом». Их можно проводить в рамках недели  музыки, как внеклассные мероприятия. Их цель: развитие устойчивого интереса к изучению музыки.

15. Ролевые игры придадут изучению темы характер творчества, позволят выявить артистические данные учащихся, будут способствовать более полному усвоению учебного материала. Их можно использовать как элемент типового урока или как внеклассное мероприятие.

    «Я - психолог» проводится в форме ролевой игры. Я предлагаю учащимся на время роль «психолога» и даю возможность через прослушивание одного или ряда произведений композитора рассказать о композиторе – человеке, которого они никогда не видели, не знали, но который оставил нам «звуковое письмо» о себе и своем времени. Обязательным условием введения в урок данного приема является выразительность и характерность  «звукового письма» для задуманного композитора, что

обеспечивает получение меткой и точной характеристики автора, его чувств, его отношения к миру.

 

Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать  форму творческого задания. Предлагаю использовать следующие его формы:

• взаимный опрос;

• рецензия;

• эвристическая беседа;

• творческие домашние задания:

• составление ребусов;

• сканвордов;

• кроссвордов;

•  музыкальных  сказок;

• мини-сочинений.

 

           Часто на своем уроке я применяю письменные творческие задания. Приведу несколько примеров:  

Задания на тему: « Музыкальные инструменты»

1. Узнать инструмент, пронумеровать, назвать, дать характеристику (духовой - деревянный или медный, ударный, струнный – смычковый или щипковый)

2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают: а) духовые, б) струнные, в) ударные, г) народные, и. т. д.

3.Сравнить по рисунку: установив, а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные), чем похожи. б) различие (арфа- струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр звучания; внешние признаки - какая форма, приёмы игры на инструменте – как на нём играют.) арфа – гусли труба – рожок тарелки - барабан и т. д. (в дальнейшем рисунки заменить словами.)

4. "Лишнее слово” выпиши все слова, а затем вычеркни неподходящее. а) гобой, флейта, рожок, труба, арфа. б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано. в) пианист, трубач, флейтист, композитор, писатель. г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш

5. Нарисуй любые 2 инструмента   и подпиши их название, а также, к какой группе они принадлежат.

Письменные задания на тему «Симфония»  

1. Нарисуй графическую схему симфонической формы (в цвете крупный план)

2. Какая по характеру главная партия этой симфонии. Подбери к ней графическую фигуру (круг, квадрат и т.д.)

3. Изобрази графическую фигуру побочной партии этой симфонии (круг, квадрат и т.д.)

4. Напиши, какие образы природы можно представить под эту музыку? Нарисуй время года и образы природы, подходящие к этой музыке.

5. Придумай свою общую графическую схему для формы этой симфонии и нарисуй (г.п., п.п., з.п.,)

6. Какие инструменты звучат в оркестре?

7. Опиши темп, характер музыки, степень громкости звучания в главной, побочной и заключительной партии.

 

Письменные задания на тему: «Музыкальное содержание».

1. Определи темп звучания музыки (быстро, медленно или средний темп), характер звучания, громкость (сильная-f средняя-mf, mр., меньше- p),

2. Мелодическая линия - восходящая - , нисходящая изменчивая - ||, повторяющаяся - -.

3. Меняется характер звучания музыки? Где меняется в начале, середине, в конце произведения? Как меняется? Раскрой свой ответ.

4. Меняется темп, громкость звучания? Где и как меняется по ходу произведения?

5. Какие инструменты звучат? (струнно-смычковые, струнно-щипковые, ударные, духовые деревянные, медные духовые, клавишные, народные)

6. Какие образы природы можно представить под музыку? Почему? Объясни свой ответ.

7. Какое время года можно представить под музыку? Почему? Объясни свой ответ.

8. Какое время суток можно представить под музыку? Почему? Объясни свой ответ.

9. Сколько частей или разделов в этом произведении?

10. Нарисуй свое настроение под музыку.(в цвете, крупный план)

 

Творческие задания" Музыка и ИЗО"

1) Используй в графической фигуре, подходящей по настроению к музыке или придумать самому графическую фигуру), несколько цветов, подходящих по настроению к музыке. Выбери подходящие линии - штриховая линия, плавная линия цвета, резкая линия цвета, подходящая к настроению музыки.

2)Рисунок на свободный сюжет на тему "Времена года в музыке'1 и "Время суток" (Средний план, в цвете в жанре пейзажа, графики, натюрморта, портрета).

3) Рисунок "Мое настроение в музыке". Придумай и постарайся

изобразить свое настроение в музыке, например «доброта»,

«нежность», «скука», «злость», «любовь» с помощью какого-либо образа (например ,образа природы- дерево, растение),погодного

явления (закат, рассвет, заря) или другого.

4) Перечисли выразительные средства из выбранной тобой

картины, подходящей к музыкальному произведению - какие цвета в картине, содержание картины (кто, что изображено). Как картина подходит к музыке и музыка к картине? Почему именно эту картину ты выбрал (а) к данному музыкальную

произведению.

(Всего 8-9 предложений напиши)

 Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

 

 План- схема сочинения по музыке.

1.Объем 15-20 больших предложении.

2.Наличие в рассказе сведении о темпе (быстрый, медленный , средний), характере звучания (громкое, тихое, среднее), ритме (долгие, короткие, средние звуки).

З.Наличие в рассказе сведении об образах природы, временах года, времени суток ( день, ночь, утро, вечер).

4,Отразить в рассказе собственные переживания: « что я чувствую, когда слушаю эту музыку?"

5.Грамотность, логичность, последовательность изложения рассказа.

6.Сведения о музыкальных инструментах (какие звучат? - струнные, духовые, ударные, клавишные).

 

План анализа музыкального произведения (7- 9 классов):

1. Выявление главного настроения.

Какие чувства передаются в музыке?

Испытал ли ты их или просто бесстрастно зарегистрировал?

Какие эпизоды понравились тебе больше всего?

 

2. Определение средств музыкальной выразительности.

3. Развитие художественного образа (умение следить за развитием образа предполагает умение слушателя передать словами то, что он слышит). Помогает поиск своего названия к произведению, использование произведений других видов искусства со сходными эмоциональными состояниями.

Как это произведение начинается?

Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности?

Какой образ возникает в твоём сознании?

Как он дальше развивается: плавно, постепенно или с резкими контрастами?

К чему привело это развитие?

Как заканчивается это произведение?

4. Постижение главной идеи произведения.

Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?

Какая основная мысль владела им в процессе его создания?

Что он хотел сказать людям своей музыкой?

Почему композитор назвал произведение именно так?

Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением?

5. Образ автора.

Какое мироощущение и мировосприятие  отличает музыку данного композитора?

В чем ты видишь смысл его нравственных исканий, эстетических взглядов?

Каково отношение композитора к своим героям?

6. Личностный подход к произведению.

Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?

Какие воспоминания и надежды она пробуждает?

Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку?  

 

"Сочинение музыки к фильму”. Вспомни любой стих или рассказ (сказку, повесть) "…”. Представь, что по нему будут снимать фильм и тебе надо написать к нему музыку. Какой ты её себе представляешь? Напиши, какие ты выберешь муз.инструменты и почему.

 

"Сочинение собственного краткого сюжета – с предложенными героями или предлагаемыми обстоятельствами”. Представь, что тебе необходимо придумать и снять фильм с участием таких героев, как. … Какую музыку ты возьмешь для этого? Как будут двигаться твои герои? Где будет происходить событие? Придумай имена героя

 

 

 

  III. Результативность опыта

 

       Анализируя и сравнивая знания и практические умения учащихся первого и последнего года обучения, я наблюдаю значительный рост музыкального развития детей. Они эмоционально выражают музыку при слушании и пении, понимают средства музыкальной выразительности и изобразительности, имеют представления о простых и сложных музыкальных жанрах. Начальные представления об особенностях русской музыки и музыки других народов мира, владеют навыками анализа музыки, владеют элементами музыкальной грамоты, навыками игры на музыкальных инструментах.

 

     Благодаря росту музыкального развития детей, в школе образован  вокальный кружок. Занятия в хоровом кружке я стараюсь строить так, чтобы учащиеся испытывали к ним интерес, любовь, чтобы это занятие стало для них потребностью. В репертуар стараюсь включать детские песни гражданско-патриотической, военно-патриотической направленности, песни о природе, о Родине.

 Свои творческие достижения по предмету дети с удовольствием демонстрируют во время концертов художественной самодеятельности, смотров, вокальных конкурсов,  олимпиадах, интеллектуальных играх.

 

Наши достижения:

2008-2009 г.

Муниципальный вокальный конкурс «Дарите музыку друг другу»:  лауреаты II и III степени;

 

2009-2010 г.

  Муниципальный интеллектуальная игра «Знатоки музыки» I место.

 Муниципальный вокальный конкурс «Дарите музыку друг другу»: лауреаты

 I степени,  дипломанты I степени.

  Муниципальная олимпиада по музыке среди учащихся 4 классов: II место.

  Муниципальный конкурс патриотической песни: лауреаты   III степени.

 

2010 – 2011г.

 Муниципальный вокальный конкурс  «Дарите музыку друг другу»: Гран – при,  лауреаты I степени.

 Муниципальная интеллектуальная игра «Знатоки музыки» победители в номинации «Самая активная команда»

 

2012-2013г.

Муниципальный вокальный конкурс «Дарите музыку друг другу»: лауреаты I степени.

Муниципальный фестиваль «Добрый волшебник» вокальный конкурс: 2 место.

Муниципальная олимпиада по музыке среди учащихся 4-7 классов:  

Призеры  Карповникова А 7б кл., Простак Е 7б кл., Вожакова А 4а кл..

 

Все мои ученики, любят петь и выступать на сцене. Таким образом, все творчески усвоенное становится прочным достоянием, и сам процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребенка обогащается новыми чувствами. Важно, чтобы все испытали эту радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей. Мой принцип - все талантливы, все неповторимы!

 

 Задачу в современном обществе я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться. Необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся, и я считаю, что творческие задания с этой проблемой полностью справляются.

 

 

 Список использованной литературы и ссылки:

 

  1.  Агеева И.Д. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МУЗЫКЕ, ТЕАТРУ, КИНО

Серия "Игровые методы обучения"

http://zanimatika.narod.ru/book11.htm

  1.  Кодесникова Наталия Викторовна. Система разноуровневых вопросов и творческих заданий по музыке для 2–4-х классов

http://festival.1september.ru/subjects/28/

  1.  Чебунина Ирина Алексеевна. Активные методы обучения на уроках музыкальной литературы в ДМШ http://festival.1september.ru/articles/527102/
  1. Кондратюк Н. Н.  «Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методики»,  Москва «Творческий центр»  2005 г
  2. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические задания и этюды на музыку Г.Свиридова для детей дошк., мл. и сред. школьного возраста
  3. Карягина Галина Васильевна. Методика преподавания музыки.

Практические занятия по методике преподавания музыки

http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html

  1. Решетникова С.Г. Творческие задания по музыке 5-8 класс.

www.zavuch.info/pages/file/7701.html

  1.  Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания
  2. Махмутов М.И. «Организация проблемного обучения в школе», Москва «Просвещение» 1997 г.
  3. Е. Д. Критская «Уроки музыки 1-4 классы», «Просвещение» 2009 г.
  4. Школяр Л.В.  «Теория и методика музыкального образования детей», Москва, «Флинта. Наука», 1998г.

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн