3) содействовать становлению нравственной культуры, развитию чувства ответственности;
4) обобщить знания учащихся по разделу «Сказки»;
5) развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность;
6) формировать навык правильного выразительного чтения; развивать навыки работы с текстом, речевые умения, память, внимание;
7) воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Цели деятельности учащихся:
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности
-целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
-коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
-самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения
-Коммуникативные
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Задачи:
в игровой форме повторить тему «Русские народные сказки»;
закрепить изученный материал;
способствовать развитию смекалки, логического мышления, внимания, воображения.
развивать интерес к чтению;
обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.
Методы и приемы: 1) творческое чтение; 2) исследовательский; 3) работа в группах; 4) спектакль; 5) коммуникативный
Методы и формы работы:
1. Пассивные методы.
2. Активные методы.
3. Интерактивные методы
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД
Оборудование:
проекторная доска,
мультимедийный проектор
презентация
раздаточный материал (карточки)
выставка рисунков
спектакль
маски животных
Этапы урока
Деятельность учителя
Действия учащихся
1. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность и фантазию. С каким жанром русского народного творчества мы знакомились несколько последних уроков?
Слайд 1
- Правильно, сегодня мы будем не только вспоминать русские народные сказки, но и показывать их. Лучшие актеры и самые активные ученики получат хорошие оценки.
- Со сказкой.
(ученики читают наизусть стихотворение Ю. Морица «Сказка по лесу идет».)
2. Актуализация знаний.
- Почему сказки, с которыми мы знакомились на последних уроках, называются русскими народными?
- Как передавались сказки?
- Какие виды народных сказок вы знаете?
Слайд 2
- Объясните, какие сказки мы называем бытовыми, какие волшебными и какие сказки о животных. Приведите свои примеры.
- Как вы думаете, а может ли сказка сочетать в себе разные виды, например, быть волшебной и о животных или о животных и бытовой?
- Потому что их придумал народ.
- Люди их пересказывали друг другу, добавляли что-то свое.
- Волшебные, бытовые, сказки о животных.
- Да, может, например, в сказке «У страха глаза велики» сочетается два вида сказок: бытовая и о животных.
3. Повторение, обобщение материала по теме.
- Поиграем в игру «Кто быстрее ответит на вопросы»
Слайд 3
- А сейчас вспомним известные вам сказки. Посмотрите на экран и назовите сказку, которая начинается со следующих слов:
Слайд 4
1) Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:
– Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Слайд 5
2) Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсток.
Слайд 6
3) Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сыночек.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Слайд 7
4) Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
– Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь открыла старуха:
– Заходи, служивый.
– А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
Слайд 8
5) Лиса с Журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой!
Уж я тебя угощу!
- «Петушок и бобовое зернышко»
- «У страха глаза велики»
- «Гуси лебеди»
- «Каша из топора»
- «Лиса и журавль»
4. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Прочитайте пословицы и определите к какой сказке они подходят? Соедините пословицу с названием сказки, к которой она подходит.
Слайд 9
- Как аукнется, так и откликнется.
- Друзья познаются в беде.
- Робкого и тень страшит.
- На языке медок, а на уме ледок.
- Сметка дороже богатства.
- Не дорого начало, а похвален конец.
Проверьте, верно, ли вы отметили. Если всё правильно поставьте «+», если не всё правильно «?».
- Ребята поднимите руку у кого получилось два плюса, один плюс, один вопрос, два вопроса.
Дети проводят самооценку.
5. Физминутка
Слайд 10
Физические упражнения под музыку «В гостях у сказки»
Выполняют физические упражнения за учителем.
6.Инсценирование сказок
Слайд 11
А сейчас вам будут продемонстрированы две сказки, а вы смотрите внимательно и потом скажите, как они называются.
Давайте поблагодарим наших ребят и оценим их актерское мастерство аплодисментами.
Дети инсценируют сказки «Лиса и журавль» и «Лиса и тетерев»
Ребята-зрители определяют названия сказок.
Дети выделяют лучших актеров.
7. Разгадывание кроссворда
Слайд 12-22
А теперь я предлагаю вам необычное задание. Многие из вас видят, как любят ваши родители отгадывать кроссворды. И для вас, ребят, я приготовила кроссворды, но не обычные, а сказочные.
Дети исследуют, ищут и отбирают необходимую информацию, ее структурируют; совершают логические действия и операции, находят способы решения задач
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Слайд 23
В сказке встретилась нам яблонька и сегодня она у нас в гостях. Она грустит без яблочек и ждет их от вас. Давайте порадуем яблоньку плодами.
У вас на столах три цвета яблок.
Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, подарите яблоньке зеленое яблоко.
Кому было интересно на уроке, но были трудности, подарите яблоньке желтое яблоко.
Кому было не интересно на уроке, подарите яблоньке красное яблоко.
- Наш урок подошел к концу. Закончим его словами:
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро на веки побеждает зло!
Если мы будем по доброму относиться к друг другу, помогать и любить друг друга, то все наши мечты сбудутся.
Дети с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; принимать решение, берут ответственность на себя