Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль) и составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
- Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
- Авторской программы В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.:Дрофа, 2014г.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
- Учебного плана МБОУ «Вырицкая СОШ №1»
Цель изучения курса:
Продолжить формирование знаний о географической картине мира, помочь понять теорию взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Задачи изучения курса:
- Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;
- Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;
- развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;
- Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу
Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.
Место и роль курса. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.
Размещение и развитие отраслей экономики и общества в coвременном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.
Курс непосредственно связан не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний.
Количество параграфов и количество уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.
Особое внимание уделено практической значимости материала в будущей профессиональной деятельности. Специальные боксы «Карьера» (профессия — риелтор, профессия — районная планировка, профессия — реклама, профессия маркетинг и др.) не только дают общее представление о профессии, а главное — объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В боксах приводятся дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной деятельности.
В курс впервые введены теоретические вопросы географии (закономерности пространственной организации отдельных отраслей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отраженные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне. При этом боксы «География в действии» показывают, как данная теория используется на практике. Так, в качестве иллюстрации к модели центральных мест В. Кристаллера приведены результаты реализации проекта оптимизации сети сельских школ в РФ, который проводился на основе этой теоретической модели. Все теории в курсе сопровождаются информацией об их авторах: фотографии, краткие биографии помогают сделать научную деятельность ближе к реальной жизни.
Курс представляет географию в контексте мировых проблем современной науки и повседневной жизни. Практически ориентированные задания для классной и домашней работы нескольких уровней сложности позволят понять пространственную логику развития мировой экономики, культуры и политики и определить место России в ней.
В основу разработки курса положены широко освещенные за рубежом современные концепции размещения и взаимодействия различных сфер экономики, в том числе из распространенных популярных монографий географов с мировым именем (Д. Харвея, П. Хаггета и др.), что является новым словом в школьной географии.
В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагающие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.
Формы организации курса.
Особое внимание уделяется организации изучения курса. Здесь используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В процессе усвоения материала формируются не только специфические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, компетенция умения решать проблемы.
При этом материал представлен в заведомо избыточном объеме: если интересно, можно открыть соответствующий бокс, если нет — то наверняка заинтересует другой. Кроме того, некоторые боксы «мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбанизации в развивающихся странах мира вы не нашли времени прочитать про трущобную урбанизацию, но в главе 3, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональных зон города, есть опять ссылка на этот бокс, и, может быть, в этом контексте он покажется более интересным. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще больше расширяющие и углубляющие знания.
Изучение географии на профильном уровне в 10 классе (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
- овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
- приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану МБОУ СОШ №7, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в 10-ом классе в объёме 105 часов (3 часа в неделю).
Организация образовательного процесса: формы и методы, технологии обучения.
Особенности организации учебного процесса.
Данная рабочая программа отражает основные идеи и предметные темы стандарта среднего (полного) общего образовательного стандарта по географии, дает последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся.
Большая роль в изучении географии отводится работе с картой, статистическим материалом для установления причинно – следственных связей, для правильной оценки важнейших социально – экономических вопросов.
Используемые технологии:
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Исследовательский метод используется:
- При составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.;
- При составлении экономико – географической характеристики территории;
- При работе с различными источниками географического содержания;
- При работе над творческими заданиями
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы (устный опрос, тестирование, самостоятельные и практические работы).
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела (устные и письменные зачетные работы, собеседование, практические работы).
Формы и методы проведения зачета:
- Тест
- Устно – индивидуальный опрос
- Устно – письменный зачет
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, зачётные работы, работы с контурными картами.
Четверть
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
За год
|
Формы контроля
|
Проверочный тест
|
1
|
|
|
1
|
2
|
Зачетная работа
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Практическая работа
|
8
|
4
|
9
|
7
|
28
|
УМК для реализации рабочей программы
УМК по данному курсу включает в себя:
- Рабочая программа по преподаванию курса «География. Профильный уровень»;
- Учебник: В.Н. Холина. География. Профильный уровень. 10 класс. Книга первая. М.:Дрофа, 2013г;
- В.Н. Холина. География. Рабочая тетрадь. 10 класс. М.: Дрофа, 2013г;
- Контурные карты для 10 класса.
- Справочное пособие. Социально-экономическая география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова. - Дрофа, 2008.
- Электронный учебник. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса 10 класс
Раздел 1. География в современном мире (13 часов)
География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук.
Законы размещения.
Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.
Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.
Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (35 часов)
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты).
Формы государственного устройства и правления.
Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.
Международные политические организации. ООН.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 часов)
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — |Г)солютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.
Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения.
Типы стран современного мира.
Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел 4. Население и культура (31 час)
Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.
Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Содержание тем учебного курса
Наименование разделов и тем
|
Всего
часов
|
Практические
работы
|
РАЗДЕЛ 1 География в современном мире – 13 часов
|
13
|
|
Тема 1 География как наука – 6 часов
|
6
|
2
|
Тема 2 Методы географических исследований- 7 часов
|
7
|
3
|
РАЗДЕЛ 2 Политическая карта мира – 35 часов
|
35
|
|
Тема 1 Объекты политической карты мира – 14 часов
|
14
|
3
|
Тема 2 Территория и границы государств – 3 часа
|
3
|
1
|
Тема 3 Формирование политической карты мира – 10 часов
|
10
|
2
|
Тема 4 Политическая география и геополитика – 8 часов
|
8
|
1
|
РАЗДЕЛ 3 Богатство и бедность: типы стран – 26 часов
|
26
|
|
Тема 1 Показатели уровня социально-экономического развития стран- 13 часов
|
13
|
3
|
Тема 2 Типы стран современного мира – 13 часов
|
13
|
4
|
РАЗДЕЛ 4 Население и культура – 31час
|
31
|
|
Тема 1 Размещение населения – 17 часов
|
17
|
7
|
Тема 2 Культурные районы мира – 14 часов
|
14
|
2
|
Итого :
|
105
|
28
|
4. Оценочные практические работы
- ПР№2 Составление простейших географических прогнозов.
- ПР № 4 Составление простейших географических моделей
- ПР №7 Составление систематизирующей таблицы Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека.
- ПР №8 Обозначение на контурной карте государств с различными формами правления и административно-территориального устройства
- ПР №9 Характеристика политико-географического положения страны
- ПР №13 Сравнительная характеристика двух стран с разным уровнем ВВП
- ПР №14 Составление картосхемы « Бедные и богатые страны мира»
- ПР №19 Составление картосхемы «Структура колониальной системы»
- ПР №20 Практическая работа с картографическими статистическими материалами: изучение изменения темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения отдельных стран.
- ПР №23 Составление картосхемы «Мировые центры эмиграции и иммиграции»
- ПР №24 Анализ демографический пирамид стран с разными типом воспроизводства населения
- ПР №28 Практическая работа с картографическими и статистическими материалами: выделение районов распространения мировых религий
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся.
№ п/п
|
Раздел учебного курса
|
Компетенции
|
1.
|
География в современном мире (13часов)
|
Компетенции учебные
1. Знакомство с новейшими методами географических исследований.
2. Поиск, сбор и анализ информации.
3. Организация и представление информации.
4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.
5. Участие в дискуссии.
6. Анализ картографических материалов.
7. формирование межпредметных связей (география - история - математика).
Компетенции познавательные, практические
1. Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения.
2. Оценка экономических объектов.
3. Изучение и практическое использование концепции географического положения и местоположения.
4. Дешифрование космических снимков.
5. Анализ и сопоставление информации по картам (картосхемам) электронного учебника, атласа, Интернета.
|
2.
|
Политическая карта мира: государства и границы (35 часов)
|
Компетенции учебные
1. Создание картосхем и диаграмм.
2. Поиск, сбор и анализ информации.
3. Организация и представление информации.
4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.
5. Участие в дискуссии.
6. Анализ картографических материалов, диаграмм и графиков.
7. Формирование межпредметных связей (география - история - иностранные языки).
Компетенции познавательные, практические
1. Построение творческих картосхем по заданной проблеме.
2. Развитие навыков составления тестов.
3. Развитие навыков выбора реферирования и выбора заданной информации из Интернета и текста учебника для доказательства своей точки зрения.
4. Составление аналитических записок по проблеме.
5. Решение практических аналитических задач на базе изученных теорий.
|
3.
|
Богатство и бедность: типы стран (26 часов)
|
Компетенции учебные
1. Создание картосхем и диаграмм.
2. Поиск, сбор и анализ информации.
3. Организация и представление информации.
4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.
5. Участие в дискуссии.
Компетенции познавательные, практические
1. Составление многопризнаковой типологии стран мира.
2. Оценка уровня развития страны через систему показателей.
3. Моделирование территориальной структуры экономики страны.
4. Анализ и сопоставление картографических материалов.
5. Овладение навыками факторного анализа при выявлении причин явлений и событий.
|
4.
|
Население и культура (31 час)
|
Компетенции учебные
1. Создание картосхем и диаграмм.
2. Поиск, сбор и анализ информации.
3. Организация и представление информации.
4. Выступление с использованием презентации в программе PowerPoint.
5. Участие в дискуссии.
6. Анализ картографических материалов, диаграмм и графиков.
7. Формирование межпредметных связей (география - история - иностранные языки).
Компетенции познавательные, практические
1. Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
2. Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
3. Оценка степени взаимовлияния экономики, политики, культуры.
4. Картографирование демографических показателей.
5. Анализ и сопоставление информации по картам (картосхемам) электронного учебника, атласа, Интернета.
|
Планируемые результаты обучения
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорийстраны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; рационального использования природных ресурсов, экологических последствий хоз. деятельности человека
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий страны на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов для размещения отдельных предприятий,
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Формы организации работы учащихся
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Формы учебных занятий:
- Игры: на конкурсной основе, ролевые;
- Дискуссии; семинары;
- Диалоги и беседы; круглые столы; мини – лекции;
- Проектные работы, практические работы;
Виды деятельности учащихся:
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Мини – сочинения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций, проектов;
- Рефлексия
Список используемой учебно-методической литературы
- Учебник География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2013.
- Рабочая тетрадь. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2013.
- Атлас. Социально-экономическая география мира. - Дрофа, 2013.
- Методическое пособие для учителя. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2014.
- Справочное пособие. Социально-экономическая география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова. - Дрофа, 2008.
- Электронный учебник. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.
- Интернет: http://multimedia.drofa.ru Сайты ,
- Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:
- ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
- сетевые ресурсы (Гугл):
- карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
- Google планета Земля http://earth.google.com/
- блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
- ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
- сервис You Tube (видеоролики для уроков)
- среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
- представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
- газета «География» http://geo. 1 september.ru/
- конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/
- ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/
- Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
- Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
- клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
- журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
- жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
- великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
- Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
|