Одним из социально значимых и приобретающих всё большее значение предметов на старшей ступени обучения является социальная и экономическая география мира. Учитывая нестабильное, местами проблемное и критическое положение социальной сферы жизни общества во всём мире в целом и в Российской Федерации конкретно, для нас, нынешних выпускников, большее значение приобретают проблемы социума, народов, культурных миров. Помимо военных конфликтов, голода, загрязнения и эпидемий, в мире есть проблема, которая не может оставить равнодушным никого. Проблема вымирания народов, потеря бесценных и невосполнимых кусочков из мозаики мировой культуры, утрата самобытности, языка в результате ассимиляции.
Являясь патриотами своей страны и ее будущим, мы не равнодушны к потере культурных ценностей России. Будучи коренными жителями Ленинградской области, мы обратились к проблеме наших земляков, а именно – исчезновению народа вепсы. Узнать исторические, социальные, биологические и экономические причины ухода в небытие народов нашего края – мотив проведения данной исследовательской работы
Цель работы -определить проблемы и перспективы малого коренного народа – вепсы.
Задачи:
Изучить и систематизировать энциклопедический материал о народе.
Проанализировать фото и видео материалы.
Найти новые сведения.
Сопоставить различные факты и мнения.
Определить перспективы дальнейшего существования народа.
В своей работе я пользовалась следующими методами исследования:
1) Поисковая работа (сбор фото, видео и медиаматериалов)
2) Работа с архивными данными
3) Интервью (Шатковская М.Л., Финченко А.Е.)
4) Сравнительный анализ всех собранных материалов
Структура реферата состоит из введения, трёх глав: малые коренные народы и их положение в современном мире , образ вепсов, проблемы народа, пути их решения и перспективы, заключения, списка литературы и приложений.
Глава № 1
Малые коренные народы и их положение в современном мире
В данной главе ставится задача проанализировать международное и российское законодательства,общеизвестную информацию о малых коренных народах мира и России, сделать выводы и выделить некие критерии, которые по нашему мнению служат для придания народу статуса малого го коренного народа.
В современном мире проживает более 6 миллиардов человек. Мы - люди, народы, заселяющие такую маленькую и одновременно такую большую Землю. Мы отличаемся по цвету кожи, глаз, волос, говорим на разных языках, проживаем в разных странах, отличаемся традициями, верованиями и обрядами. Помимо этого, мы отличаемся своей численностью. Существуют народы, которых миллионы, десятки миллионов человек, другие же, настолько малы, что вот-вот исчезнут. В 90 % случаев это и есть коренные народы. Что же говорят международные документы по поводу коренных народов? Как известно, международные документы имеют различный правовой статус. Документы обладают обязательной силой только для тех государств, которые их ратифицировали. Декларации, в отличие от договоров не имеют обязательной силы. Тем не менее, эти документы обладают неоспоримым моральным воздействием и служат практическим руководством для государств, при осуществлении своей политики. Рассмотрев текст Декларации ООН[1] о защите прав коренных народов[2], мы разделили 46 статей на два блока изложенные в ниже приведенной таблице.
Права коренных народов
Действия и обязанности государства
1. Свобода, равенство, жизнь, неприкосновенность, экономическое, политическое, и социальное самоопределение
Предотвращение дискриминации, геноцида, насилия, принудительной ассимиляции, эксплуатации
2. Право на достоинство, многообразие, сохранение, соблюдение, передачу, возрождение и защиту культуры и обычаев.
Защита культуры, а так же действия по обеспечению того, чтобы коренные народы могли понимать происходящее и быть понятыми в ходе политических, судебных и административных процессов.
3. Создание и контроль системы образования, получение образования всех уровней.
Меры по предотвращению дискриминации и открытому доступу к образованию с учетом культурных традиций и языка.
4. Создание собственных средств массовой информации.
Меры по предотвращению дискриминации и открытому доступу к информации. Действия для обеспечения отражения в государственных средствах массовой информации культурного многообразия коренных народов.
5. Справедливое возмещение ущерба.
Обеспечение существования и развития.
6. Улучшения условий жизни.
Меры по обеспечению непрерывного улучшения социально экономических условий их жизни.
7.Право на земли, территории и ресурсы.
Обеспечение юридического признания и защиту таких земель, территорий и ресурсов с должным уважением к обычаям, традициям и системам землевладения соответствующих коренных народов. Возмещение средств при нанесение ущерба без их свободного, предварительного и осознанного согласия.
8. Сохранение и охрана окружающей среды.
Недопущение хранения опасных материалов на землях. Вывоз опасных материалов, надлежащее осуществление программ мониторинга, сохранения и восстановления здоровья коренных народов.
9. Право на признание, соблюдение и обеспечение исполнения договоров, соглашений, договоренностей.
Действенные меры, для достижения целей.
10.Право на доступ к финансовой и технической помощи, в целях осуществления прав. Быстрое решение конфликта.
Определение путей и средств обеспечения участия коренных народов в решении затрагивающих их вопросов.
Основная ценность Декларации заключается во включении в нее важнейших положений о политических правах коренных народов, ратуя за которые государства имеют возможность сохранять эти народы.
Несмотря на это, в международном и национальном праве до сих пор не существует соответствующей нормативной базы, которая бы отдельно регулировала сохранение исчезающих народов, и нет универсального определения понятия «коренной народ». Это обусловлено сложностью создания такого определения, которое устраивало бы всех, а так же мнением, что его отсутствие дает возможность государствам более гибко подходить к преданию определенного статуса национальным меньшинствам. Тем не менее, коренные народы не всегда являются демографическим меньшинством. Отличительной особенностью малых коренных народов является их стремление к самоорганизации в целях сохранения своей этнической самобытности. Коренные народы, в отличие от национальных меньшинств, имеют более тесную связь с территорией своего проживания, которая признается их исторической родиной[3].
Манин А.А., министр республики Карелия по вопросам национальной политики, в своем выступлении на международном семинаре 2008 года[4], анализирует Российское национальное законодательство. «Права коренных народов и национальных меньшинств закреплены в Конституции РФ, а так же в ряде нормативных правовых актов. Несмотря на это, в нормативной правовой базе Российской Федерации существует ряд проблем по обеспечению государственных гарантий в области жизнедеятельности языков, традиционной культуры, а так же территорий традиционного природопользования и хозяйствования коренных народов.» Плохо то, что о коренных народах в конституции говориться, лишь в связи с определением уровня власти, ответственной за соблюдение их прав.В процессе семинара назывались следующие проблемы. Отсутствие в России юридически разработанного и закрепленного понятия «коренной народ». Юридическое закрепление понятия «коренные народы» позволило бы значительно продвинуться к международным нормам и требованиям, закрепленным в Декларации ООН о правах коренных народов, и позволило бы решить проблему определения территорий природопользования, а регионам продвинуться в направлении решения социальных проблем. По мнению Манина А.А., а также кандидата исторических наук Строгальщиковой З. И., необходима разработка и правовое закрепление понятия «родные языки». Основа язык этноса - его язык. Он требует сохранения, изучения, развития и создания среды общения на языке.
Выполнив задачи,поставленные в первой главе, мы можем сделать некоторые выводы:
Критериями определения для малого коренного народа могут служить: критическая численность, утрата культурных ценностей, языка, утрата самосознания и т.д.
Согласно концепции национальной политики РФ от 15.06.1996 коренными народами в России являются народы, которые «на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России»[5].
Международное законодательство, как и российское, испытывает огромную потребность в тщательной доработке нормативной правовой базы, касающейся соблюдения прав коренных народов.
Каждое государство может внести неоценимый вклад в сохранение народов, которым грозит исчезновение, создавая политические, экономические и социальные условия.
По данным интернет источников [6]к малым народам России относятся,к примеру: Водь, Ижора, Шорцы, Манси, Орочи, Нивхи, Телеуты, и наконец, объект нашего исследования – вепсы. Этнос, с начала нашей эры, проживавший на территории современных Карелии, Вологодской и Ленинградской областей.2006 года вепсы внесены в Перечень малых коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Глава №2
Образ вепсов
В данной главе ставится задача проанализировать научную литературу, учебные пособия и интернет ресурсы и создать образ, представление о народе.
2.1 История
Вепсы (vepsad, veps) происходят от одного из небольших финно-угорских племен, которые в начале нашей эры, пришли на территорию Ленинградской области. Естественными границами их обитания были три озера: Ладожское, Онежское и белое. Территорию между тремя озерами стали называть Межозерье.
В письменных источниках впервые Вепсы упоминаются в шестом веке, среди племен Европейского Севера, под именем «весь». Вепсы образовали вместе с Русью племенной союз, ставший основой русского государства. Народ принимал активное участие, как вовнутренней политике, еще начинавшей свое формирование Древней Руси, так и вовнешней. Доказательством служит упоминание Вепсов в русских летописях 850-860 годов в качестве народов сначала совместно выступавших против варягов, а затем призвавших их. Следующее упоминание находится в «Повести временных лет». Народ участвовал в походах князя
Олега на Смоленск, Любеч и Киев. Далее летописи дают народу все новые и новые названия, такие как: «чухари», «кайваны», «чудь», «бепся», «людиникард» и другие. Это объясняется путаницей со славянским словом «весь» - село. Сами вепсы называли себя «чухарь» вплоть до 1930–х годов.
В 981 году народ, вместе со всей Русью, принял христианство. Один из самых почитаемых святых Православной церкви – Александр Свирский – по происхождению был вепсом с реки Ояти.
В средние века земли, на которых жил народ, принадлежали Новгородскому княжеству. В состав Обонежской пятины входили такое города, как Тихвин, Вологда и Бежецк. Нашествие монголо-татар не затронуло этот край: монголы остановились южнее. После поражения новгородцев на реке Шелони в 1491 году территория перешла к Московскому княжеству. В начале XVIIвека в Смутное время через этот край прошли Шведы и Литовцы. Чудское население вместе с русскими активно оказывало сопротивление врагам.
Во времена Петра I Русь была поделена на губернии. Территория проживания народа сначала входила в территорию Петербургской губернии, а затем перешла во владения к Новгородской губернии. В 1776 году её разделили на две – Новгородскую и Олонецкую. В Олонецкую губернию входила северная часть территории, в Новгородскую – южная. Но в 1801 году было установлено прежнее деление. По дореволюционному административному устройству территория нынешнего Парка составляла земли Пелдушской, Лукинской и Красноборской волостей Тихвинского уезда Новгородской губернии и Винницкой волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. В 1918 году Тихвинский уезд был передан Череповецкой губернии.
В 1927 году была образована Ленинградская область, территория Парка полностью вошла в неё, как часть Винницкогорайона и часть Капшинского района. Винницкий район получил статус национального (вепсского).
В период Великой Отечественной Войны на территории нынешнего Парка была прифронтовая зона. С 9 ноября 1941 года началось вторжение в Парк. Были захвачен Тихвин и Свирь в качестве крупных населенных пунктов. В планах Гитлера был удар на Ленинград, проходивший по основной территории Парка. Но реализовать план фашистским войскам не удалось.
Война повела за собой очередное административное преобразование границ. На карте появилась Новгородская область, Ленинградская область получает новое районирование в результате упразднения Винницкого и Капшинского районов. Территория Парка теперь относится сразу к четырем районам Ленинградской области. Северная часть – Подпорожский район. Южная часть – Тихвинский район. Окрестности города Корвала – Бокситогорский район. Западный, малонаселенный участок Парка вошел в Лодейнопольский район.
В 1960-х годах, в период «ликвидации неперспективных деревень», многие Вепсские деревни подверглись переселению. Ныне на территории, где раньше было около 150 населенных пунктов, осталось 32 деревни.
2.2. Быт
2.2.1. Пища
Народ Вепсов исконно добывал еду промысловым способом. К еде совершенно не прихотливы. Основная еда –рыба, приготовленная по всевозможным рецептам. Праздничная еда Вепсов – это разнообразная выпечка: блины, яичница, пироги. На рождество пекли пирград – пироги из пшеничной муки жареные в масле с начинкой из сахарного песка. Основные напитки это кисель, молоко, квас и соки. Праздничный напиток – пиво. Его варили в огромных количествах и всей деревенской общиной в огромных чанах, стоящих на раскаленных камнях.
2.2.2. Охота. Рыболовство. Сельское хозяйство.
Охота, рыболовство не были основными занятиями населения. На территорию парка, во все времена, приезжали зажиточные люди на охоту. Местные крестьяне сдавали пушнину в коопторг. В основном охота велась на бобров, лосей и медведей. До революции на территории парка лось находился на грани полного уничтожения, а бобры были истреблены полностью. В 1919 году охота на лосей была запрещена, однако отлов продолжался. В 1927 году вышел циркуляр о тотальном контроле над отстрелом. Поголовье стало увеличиваться и теперь благородных животных можно увидеть повсеместно. В тоже время в Парк привезли бобров. Бобры прижились и размножились.
Вепсы занимались рыболовством лишь для удовлетворения собственных потребностей. Удили рыбу, как с берега, так и с лодок. Лодки делались из толстого осинового ствола – лодки-долбленки. Ее длина составляла около пяти-шести метров. Выдалбливалась лодка, специальным инструментом – кокшей[7].Форму придавали путем нагревания на костре и вставления рябиновых жердей. В реках водились преимущественно плотва и окунь. В озерах, которых на территории огромное количество, щука, судак, лещ.
Погодные условия на территории проживания народа всегда были очень сложными. Зачастую, урожай уничтожали заморозки или чрезмерные осадки. Основными культурами для посадки были рожь, лен, конопля, горох, картофель. В 1920-х годах были введены ржаные единицы оплаты товаров и услуг, поэтому урожай ржи был особенно важен. Применяли подсечную систему земледелия.
2.3 Культура
2.3.1 Строительные традиции. Архитектура.
Вепсы - народ много веков приживавший вблизи славян, сформировали очень похожие строительные традиции. Жилые и хозяйственные постройки по технике строительства и планировке похожи на постройки народов русского Севера. Отличия состоят в интерьере и отделке фасадов. Вепсы привносят в них национальный колорит.
Дома издавна рубились из бревен хвойных деревьев 70-80 лет. Лучше всего, на эту роль, подходила ель, как более долговечный материал. Зимой бревна по 5-6 метров длиной складывали на просушку. Весной снимали кору, а затем собирали срубы и подгоняли бревна друг под друга. Осенью срубы перевозили на место строительства и начинали собирать дом. С конца XIX века жители, для предохранения от весенних талых вод и снежных заносов, начали поднимать дома на дополнительный сруб – подклет. Затем прорубали окна и настилали полы. Форточек не было – избы проветривались через двери. Полы делали из плах[8].Наиболее старые постройки имеют самцовую[9] кровлю, позже появился другой вариант устройства крыши – крыша на стропилах.
Вепсские деревни обносились специальной изгородью из косо поставленных кольев - околицей[10]. Колья – молодые елочки. Их закрепляли с двух сторон стойками и связывали ивовыми прутьями.
Декоративное убранство домов было скромным в связи с бедностью народа. Многие дома строились вовсе без украшений, а имевшийся декор на домах зажиточных крестьян был прост. Для украшения вепсы использовали:
Два ряда круглых отверстий, образующих рисунок вдоль наличника окна. Так же, «дырчатый» рисунок использовали на полотенцах, причелинах[11] и д.р.
Декоративные балкончики, вытянутые по фронтону.
Специальной формы причелины, когда концы досок оформлялись в виде загнутых зубцов.
Изображение солнца на фронтоне. Солнце делали из досок, прибитых под разными углами.
2.3.2. Культовое зодчество
На территории проживания народа до революции было 5 деревянных церквей и более 20 деревянных часовен. Ныне сохранилось 3 церковных здания, но без главок и колоколен. Большинство же, полностью уничтожено[12].
2.3.3. Прикладное искусство
При прикладном искусстве у вепсов наиболее популярны были изображения птиц, животных и природы. Традиционные мотивы – коньки, одноголовые и двухголовые, уточки, человеческие образы. В основном их вышивали на полотенцах.
Кухонная утварь была сделана из дерева. На ней выполнялась резьба. К примеру, ручки у сосудов часто выполняли в виде конских голов, мифического животного или хвоста птицы. Было развито гончарное и кузнечное искусство. Быт украшали изделия из бересты[13].
2.5. Язык
Языки мира не все одинаково здоровы и по-разному чувствуют себя в обществе. Часть языков называют находящимися под угрозой исчезновения, и они делятся на пять групп: 1-группа потенциальной опасности (не говорят дети), 2-непосредственная опасность (перестает изучаться), 3-серьезная опасность (разговаривают лишь лица старше 50 лет), 4-умирающие языки (горстка людей владеющих им), 5-умерший язык (неизвестно, есть ли хоть один говорящий на языке).[14]
К какой же группе относится вепсский язык? Единственное, что можно утверждать, что он не является умершим языком. По мнению Зайцевой Н.Г., вепсский язык можно расположить между всеми первыми четырьмя пунктами, так как уровень владения языком в разных возрастных группах и в разных местностях разный.
В целом, вепсскому народу давно предрекали исчезновение. Ещё в 1842 году ЭлиасЛённрот в своих дневниках писал: « Если бы предки вепсов смогли через сотню лет встать из своих могил, то они были бы поражены тем, что их потомки уже в третьем или четвёртом поколении не знают ни одного слова из их родного языка.»[15]. Причины видели в том, что у вепсов нет письменности, нет преподавания языка и т.д. Кроме того, вепсы всё время существовали в непосредственной близости к русским и говорили на двух языках, что является отрицательным моментом. Лишь в начале 1930 – х годов была разработана вепсская письменность и были созданы учебники для школ. На данный момент вышло более 50 различного рода изданий на вепсском языке: учебников и учебных пособий, словарей, сборников стихов и прозы. Хорошо известен вепсский поэт и прозаик Абрамов Н.В.[16],автор первой политической книги на вепсском языке, Член Союза писателей с 1998года, член Союза журналистов России с 2003 года, член правления Международной ассоциации финно-угорских племен с 2010 года. Что касается создания единого литературного языка, то можно отметить следующее: диалекты вепсского языка не столь отличаются друг от друга и не могут служить серьезным препятствием на пути развития единой литературной традиции.
2.5. Знаменитые вепсы
Александр Свирский — русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен.
Иона Яшезерский — русский православный святой. 5 октября в Карелии отмечают праздник, посвященный ему.
Строгальщикова, Зинаида Ивановна — общественный деятель. Кандидат исторических наук. Председатель правления КРОО «Общество вепсской культуры». Является представителем Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов.
Лисицына, Анна Михайловна — партизанка, связная Центрального Комитета Коммунистической партии Карело-Финской Советской Социалистической Республики. Герой Советского Союза. Награждена орденом Ленина, Красной Звезды.
Абрамов, Николай Викторович — известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр.
Лонин, Рюрик Петрович — собиратель вепсского фольклора, основатель Шёлтозерского вепсского этнографического музея, писатель (писал на вепсском и русском языках), знаток и пропагандист вепсской культуры.
Петухов, Анатолий Васильевич — вепсский писатель. Пишет на русском и вепсском языках, являясь, фактически, первым вепсским профессиональным писателем.
Пулькин, Василий Андреевич — литератор, педагог.
Изучив источники, мы создали образ вепсского народа, такого близкого территориально и такого незнакомого до начала работы. Оказалось, что вепсы уникальный народ со своими уникальными чертами:
Вепсы пришли на территорию Ленинградской области более 1,5 тысяч лет назад.
Материальная культура последних веков максимально приближена к русской, в связи с близким соседством.
До ХХ века, народ не имел алфавита и письменности в целом.
Охота служила лишь для выплат налогов пушниной.
Жизнь вепсов неразрывно связана с водой и лесом, которые вепсы пытались сберечь многие столетия.
Народ этот не знал городов, цивилизации, по крайней мере, за время своего существования на территории современной России.
Благодаря вепсам территория реки Оять, получила и сохранила множество топонимических названий.
Глава №3
Проблемы народа вепсы, пути решения и перспективы.
Помимо исследования литературы и интернет ресурсов, проводился анализ медиа и видео материалов, архивных данных. Для получения наиболее достоверной и современной информации мы обратились в частный музей, посвященный вепсской культуре и быту «Вепсская изба» находящийся по адресу Ленинградская область, Подпорожский район, деревня Сарозеро, улица Лазурная, дом 7. Владельцем музея является В.А. Кипрушкин, а созданием фонда музея занимался Финченко А.Е - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник МАЭ Кунсткамера РАН. Интервью с Александром Евгеньевичем стало одной из основ нашей работы. Кроме того, мы беседовали с Шатковской М.Л. – членом Творческого союза художников России, мастером – экспертом по народному костюму. Марина Леонидовна подробно рассказала, показала и дала возможность прикоснуться к вепсскому прикладному творчеству: плетёные пояса, головные уборы, верхняя одежда. Все это воссоздано руками Марины Леонидовны, по вещам, найденным при раскопах в долине реки Оять[17][18]. При раскопках так же были найдены предметы вепсских ювелирных украшений из меди, бронзы и серебра от 10 до 17 века. Нас любезно пригласили посетить ежегодный летний праздник вепсской культуры «Древо жизни»[19], проходящий в Подпорожском районе возле села Винниницы[20]. Праздник проводится с 1989 года. Во время праздника проходят конкурсы национального танца, смотр художественной самодеятельности ,продажа изделий национальных ремесел, мастер классы по изготовлению элементов вепсского костюма. Шатковская М.В. много говорила о ситуации с вепсскими традициями. О том, что материальная культура вепсов практически утеряна навсегда и есть лишь небольшая горстка людей, которые помнят, как плести пояса вепсского женского костюма, шить головные уборы и т.д. Сейчас это интересно только предельно неравнодушным к судьбе вепсского народа людям. Кроме того, за многие века существования бок о бок с русскими, культура вепсов поглощалась русской культурой, стиралась грань между двумя народами, некогда такими разными.
Финченко Александра Евгеньевича мы попросили рассказать о том, как видят ситуацию учёные, занимающиеся проблемами вепсов. По словам кандидата исторических наук, спасти вымирающий народ может только чудо. Чудо должно сделать правительство Ленинградской области, которое, к сожалению, ничего не предпринимает. Финченко А.Е. приводит в пример Правительство республики Карелия, где есть целевые программы и областные законы, которые как ни странно работают и поддерживают вепсов Карелии со всех сторон. Приводятся также положительные примеры с народами, историческую территорию обитания которых, изначально сделали автономией в составе СССР, то есть признали малые коренные народы и их деятельность приоритетными на территории их многовекового проживания. Появился термин «титульная нация», то есть народность, обитавшая здесь до прихода русских и давшая название субъекту Федерации. С вепсами этого не произошло, вероятно, в силу их малого количества. Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов. По переписи населения 2012 года в Ленинградской области 1380 вепсов, а в самом крупном Винницком сельском поселении на данный момент, насчитывается 1035 человек, тогда как 20 лет назад эта цифра составляла 2615 человек[21]. И, кстати, существовавший до 1963 года, Винницкий район Ленинградской области, до 1937 года имел статус Вепсского национального. А сейчас действия правительства Подпорожского района сводится лишь к закрытию школ и детских садов[22].
По словам Финченко А.Е. быстрый процесс урбанизации вепсской молодежи способствует ускорению ассимиляции народа с русскими и другими национальностями. Кроме того, он отмечает социальные проблемы вепсского населения, такие, как и во всей России – пьянство и безработица. Одна проблема влечет за собой другую, а уровень безработицы увеличивает вырубка лесов. Вепсские глухие леса являются одним из важнейших факторов сохранения вепсского народа.
Есть и положительные моменты в реалиях вепсского положения. В оятских школах преподаётся вепсский язык, выпускаются книги стихов на вепсском языке и книги эти не преследуются, а их авторы не подвергаются репрессиям и гонениям, как в 1934 году[23]. Есть неравнодушные к культуре вепсов люди, финансирующие создание и существование музеев, культовых сооружений и праздников.
Заключение
Проделав эту исследовательскую работу, мы, к сожалению, пришли к неутешительным выводам.
1.Близость к русским привела к неизбежной ассимиляции и так немногочисленного народа. Ничьей вины в этом нет, вепсы пришли сюда в начале нашей эры и вряд ли могли предположить возникновение термина «ассимиляция» и увидеть потенциальную опасность для себя.
2.Материальной культуры, от почти стёртого с лица земли народа, практически не осталось. Все оставшиеся вещи можно увидеть в формирующихся немногочисленных музеях вепсской культуры, финансируемых из частных фондов.
3.Правительство Ленинградской области не считает проблему грозящего исчезновения маленького соседа мало-мальски приоритетной и не проявляет никакой экономической, политической, социальной активности, кроме преподавания в оятских школах вепсского языка. Но при складывающейся ситуации в скором времени вепсский язык будет некому преподавать.
4.Исчезновение народа напрямую связано с отсутствием работы, а значит процесс урбанизации вепсской молодёжи идёт с ошеломляющей скоростью и необратим. Безработица ведёт и к другой серьёзной социальной проблеме –пьянству.
5.На заселенных ранее вепсских территориях, происходит вырубка лесов в огромных количествах. Леса лишились своих единственных защитников, вепсы лишаются дома.
Это и есть реальность. Что же ждет народ при таком раскладе? Очевидно, только неизбежная ассимиляция, по другому, исчезновение. Это не раз было в истории нашей маленькой планеты. Самое обидное, что это становится нормой. Исчезновение народа – это трагедия лишь для них самих. Человечество не заметит этого, хотя уйдет целый пласт культуры со своими особенностями, традициями, обычаями и языком. Что же нужно делать, чтобы продлить существование вепсов? На этот вопрос мы и постарались ответить в итоге нашего исследования. Мало шансов на внедрение нижеописанных шагов, но мы не можем о них не сказать.
Во-первых, повысить экономическую активность государства, методом подключения предпринимателей. Создание новых рабочих мест повысит благосостояние и предотвратит вымирание народа от пьянства и безделья. Во- вторых ускорить разработку и принятие нормативных актов, законов, концепций по правам малых коренных народов на федеральном уровне, а также разработать региональные и муниципальные программы. В третьих, создать автономию из территории проживания. В четвертых - сохранение традиций, путем проведения вепсских народных праздников, открытия музеев и введение в школах вепсского языка.
Список использованной литературы
1. Попова Т.А., Березкина Л. И., Бычкова И. А., Леонтьева Е. В., Семенова Н. Н., Шубина М.А.. Природный парк «Вепсский лес», ГП ИПК «ВЕСТИ» Санкт-Петербург, 2005.
2.Сухоруков А.С., Богданова Е.В., Семакова И.Б., Международный семинар. «Международные нормы и законодательство Российской Федерации в области сохранения языка и культуры, традиционного образа жизни, природопользования коренных народов: Норма. Теория. Практика : материалы международного семинара (25-27 ноября 2008 года). – Петрозаводск: VERSO, 2008.
3. Зайцева Н.Г., Диалекты и новописьменные языки: противостояние или взаимодействие// История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. Сыктывкар, 2005.
3.http://www.regnum.ru/news/1217223.html обращение от 15.03.2014
4.http://finno-ugry.ru/finnougricworld/vepsi обращение от 10. 02.2014
5. http://finugor.ru/node/867 обращение от 10.02.2014
6.http://ru.wikipedia.org/wiki/Вепсы обращение от 10.02.2014
[2] Документ, принятый 13 сентября 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций
[3]Рождер Плант, Мануэла Томей. Права на землю коренных и ведущих племенной образ жизни народов в отдельных развитых и развивающихся странах: Обзор вопросов права и политики, а также текущей деятельности. Рабочий документ Международного бюро труда. Женева.1994.
[4] Международный семинар. «Международные нормы и законодательство Российской Федерации в области сохранения языка и культуры, традиционного образа жизни, природопользования коренных народов: Норма. Теория. Практика.» Стр. 17
[5] Собрание законодательства РФ 1996. №25. Ст. 3010.
[11] ПРИЧЕ́ЛИНА - наклонная доска, наложенная на торцы подкровельных слег. Имела декоративную и утилитарную функцию, прикрывая щель между верхней частью сруба и кровлей от дождя и ветра.
[14] «Международный семинар. «Международные нормы и законодательство Российской Федерации в области сохранения языка и культуры, традиционного образа жизни, природопользования коренных народов: Норма. Теория. Практика.» стр. 122 «Вепсская словесность: от устной формы к письменной» Зайцева Н.Г.; доктор филологических наук, заведующая сектором языкознания Института языка.
[15]«Международный семинар. «Международные нормы и законодательство Российской Федерации в области сохранения языка и культуры, традиционного образа жизни, природопользования коренных народов: Норма. Теория. Практика.» стр. 122.
[16] См. http://avtor.karelia.ru/about/abramov_nikolai.html?category=16