Проблема обращения к такому специалисту может встать перед мамой с ребёнком 2-6 лет – в период активного становления его речи.
К специалисту нужно обратиться, если…
- В 7-8 месяцев ребёнок не понимает обращённую к нему речь: не реагирует на своё имя, на вопросы: «Где мама? Папа?» (не поворачивает голову в ответ). В данном случае нужна консультация психоневролога.
- В 1 год словарный запас малыша менее 8-10 слов
- В 2 года ребёнок не разговаривает.
- В 2,5 года нет элементарной фразовой речи. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа поехал).
- К 3 годам полностью отсутствует фразовая речь, неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук», у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке на счёт до 5.
- После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон», «колготки» - «каголки» и т.д.; не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род).
- К 4 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова, например: бочка – почка, крыша – крыса, роза – лоза, шутки – сутки и т.д., имеется межзубное произношение (при произнесении слов язык находится между зубами), снижен интерес к окружающему, не задаёт вопросы, говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно, гнусаво (говорит «в нос»).
- В 4 года у ребенка очень скудный словарный запас, не употребляет в речи даже простые предлоги, не может запомнить четверостишие, отмечается грубое нарушение звукопроизношения, нарушены темп и ритм речи.
- В 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными звуками «р» и «л», ребенок не способен составить небольшой рассказ по картинке и серии картин, допускает грубые ошибки при построении предложений.
Помощь логопеда также необходима в том случае, если появились сложности при обучении грамоте и чтению.
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель-логопед
Учитель - логопед поможет:
- - исправить произношение;
- - подготовить ребенка к школе;
- - развить такие психические процессы, как память, внимание, мышление;
- - предупредить появление дисграфии и дислексии
|