Обновленная стратегия образования заключается в том, чтобы были созданы все условия для проявления каждому обучающемуся своих талантов и творческого потенциала. Возможности творческого развития учащихся начальной школы заложены в содержании современных программ и должны использоваться педагогами в полной мере. Среди множества задач курса литературного чтения и русского языка немаловажной является – развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему). Сам курс направлен на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать. При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) является эффективным способом проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
Организовать обучение словесному творчеству помогают задания по созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций. Систематичность выполнения подобных заданий, постепенное нарастание их сложности и большая самостоятельность детей при их выполнении одно из условий развития творческого потенциала. В новых учебниках и тетрадях на печатной основе есть сопровождение наиболее трудных творческих заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками.
В 1-ом классе на уроках литературного чтения практикуются составление и придумывание своей побасёнки и небылицы, считалки и загадки, и даже сказки. Всё оформляется в виде книжки-малышки, макет которой вырезается из рабочей тетради. Со 2-го класса выполняются задания по самостоятельному придумыванию своего варианта продолжения и окончания сказки или рассказа, творческие пересказы от лица одного из персонажей, составление рифм. С 3-го класса составление и запись коротких высказываний о героях произведений, об изменениях в их поведении и характере в ходе повествования. В 4-ом классе написание отзыва о любимой книге, небольшого рассказа о герое произведения, придумывание своей басни на основе данной морали, составление морали в виде совета для изучаемых басен. На протяжении всех лет с 1-го по 4-ый классы, чтение по ролям, драматизация, разные формы творческого пересказа, словесное рисование, создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы. На уроках русского языка практикуются творческие работы различных жанров: записки, письма, поздравления, кулинарные рецепты, изложение с продолжением, творческое списывание, сочинения, поэтические минутки. Участвуя в дистанционных викторинах и олимпиадах, детьми выполняются задания творческого характера (сочинение стихов, загадок, сказок, эссе). Последовательность освоения жанров определяется актуальностью для речевой практики детей.
Формирование деятельной позиции школьника в познании - обусловлено познавательным интересом. В своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Необходимо правильно организовать личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий. Учение всецело зависит от деятельности обучающегося, его активной позиции. Именно тогда оно даёт более плодотворные результаты. Благоприятным условием развития творческих способностей является создание комфортной психологической обстановки, поощрение и стимулирование стремления детей. Важна поддержка внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Эмоциональный подъём в таких случаях служит надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Многим требуется корректная педагогическая помощь, ненавязчивая, умная, доброжелательная. Помощь, а не подсказка, нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам, нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. Решая творческие задачи, используются знания из разных областей, осуществляются межпредметные связи. Задания творческого характера даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают самостоятельность в решении творческих задач.
Оптимальное сочетание на уроке разнообразных формы работы: фронтальных, групповых, индивидуальных ещё одно из условий развития творческих способностей младших школьников. Коллективная и групповая формы, позволяют проводить совместный поиск, объединить знания, умения, способности нескольких человек. Это помогает ученику осознать не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве.
Только на очень высокой ступени накопления опыта, овладения речью, развития личного внутреннего мира для ребёнка становится доступным литературное творчество. Детские произведения, как по содержанию, так и технически по большей части примитивны и подражательны. Значение этого творчества важно, скорее, для самого ребёнка, чем для литературы. Несправедливо рассматривать ребёнка как писателя и предъявлять к его произведениям такие же требования, как и к профессионалам.
Вот некоторые сочинения детей. Загадки. В первой зимней загадке отгадка спрятана в первых буквах каждой строки.
1. Снегу много намело,
Устлан двор, кругом бело.
Где тропинка? Не узнать.
Рады люди протоптать!
От порога до ворот
Будет снег топтать народ.
2. Наша ёлочка красива,
Вся пестра и многолика.
Есть на ней шары, гирлянды,
Дождь. А на макушке…(Пика).
А это стихи о космосе.
Ракеты, космос, космодром – серьезные загадки.
Мы с одноклассником вдвоем рисуем их в тетрадке.
Мечтаем в космос полететь, на Марсе жизнь разведать,
Вселенной тайны разгадать и миру их поведать.
Задания творческого характера для уроков литературы и для конкурсов часто выполняются или предварительно готовятся дома, с помощью родителей, или в классе в ходе групповой и парной работы. А вот изложения и сочинения пишутся на уроке русского языка, после совместной подготовки, каждый пишет самостоятельно без домашних заготовок и черновых записей, тем и ценнее такое творчество.
Летняя встреча.(1)
Летом мы с дедушкой пошли на рыбалку. Поначалу рыба не клевала, но потом, спустя несколько минут, поплавок резко ушел под воду. Я начал тянуть спиннинг на себя. Но рыба оказалась сильнее. Ко мне подошёл дедушка и помог вытащить удилище. Когда мы увидели, что попалось на крючок, я остолбенел.…
На крючок попалась не рыба, не лягушка, а настоящая черепашка. Она была небольшой, примерно с человеческую ладонь.
Дедушка запустил её в бочку с водой. Когда я брал её в руки, то она поджимала голову, лапы и хвост. Но когда она попадала в бочку, то вновь раскрывалась. Вечером мы отпустили её в речку. Черепашка отплыла от берега на несколько метров и высунула голову из воды, как бы прощаясь с нами.
Через неделю я видел эту черепашку. Она мирно плыла по речке, высунув голову из воды.
Летняя встреча.(2)
Летом случается много новых, интересных и удивительных встреч. Но я расскажу свою, не менее интересную и неожиданную историю.
В жаркие дни люди, чтобы взбодриться ходят на речку. Конечно, я с мамой делаю тоже самое. Ведь так приятно поваляться на солнце и зайти в тёплую речную воду. Я пошла к берегу, немного спустилась с обрыва и увидела маленькие норки. Они не были похожи ни на змеиные, ни на мышиные. Подойдя поближе и заглянув в одну дырочку. Я увидела крохотного стрижонка. Он взглянул на меня и подал голос. Из ближайшей норки вылетел стриж и залетел к птенцу. Я отошла и не стала беспокоить. А через минуту, как черная туча, прилетели птицы и разошлись по гнёздам.
Встреча с этими стрижами надолго осталась у меня в памяти.
И, конечно же, стихи о самом главном, о сокровенном – размышление о себе, о своем месте в этом мире.
Посвящение друзьям-одноклассникам.
Мои друзья – всё для меня!
Их дружба со мной – целый мир!
Без них не смог бы я жить.
Порою, в трудную минуту, кажется,
Что мир сгущается во тьме.
Тогда лишь понимаешь,
Как дороги они тебе!
Всегда поддержат и поймут
И в радости, и в горе, и в печали
Тогда ты понимаешь,
Что место твоё тут
С твоими лучшими друзьями!
Вдохновение.
Подобно вольной белой птице
Душа коснется облаков
И незаметно растворится
У дальних тайных берегов.
Пускай летят года,
Быстрее в бесконечность.
Лишь жизнь, она одна,
Струится в чистоту и в вечность.
Литературное творчество углубляет и расширяет эмоциональную жизнь ребёнка; впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьёзный лад. Важно не удовольствие, которое получает ребёнок, а та объективная польза, которая заключается в развитии и упражнении всех сил и задатков ребёнка.
в развитии творческого воображения, который даёт новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Таким образом, главное значение литературного творчества в том, что оно позволяет ребёнку овладеть человеческой речью, как самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, его чувств и внутреннего мира.
Литература
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка ». Учебники для 1-4 кл. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012 г.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве» Книга для чтения, Баласс, Москва, 2012 г.
3. Харченко О.О. Через постижение «тайн языка» - к текстовой компетенции. Начальная школа, №5, 2007.
4. Волшебный мир чтения. Литературно-педагогический альманах. Санкт-Петербург РИЦ «Культ-информ-пресс» 2010