В содержании учебников нашли отражение важнейшие изменения в стандарте географического образования – идея интеграции географических знаний, изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе «человек–природа–хозяйство», деятельностный подход к реализации содержания географического образования.
Обновление содержания учебников УМК издательства «Вентана – Граф» осуществлено в нескольких направлениях.
Во-первых, в направлении устранения устаревшего учебного материала и интеграции в содержание курса современных знаний о широком использовании в географических исследованиях информационных и коммуникационных технологий. Например, использование изображений Земли из космоса, данных глобальной системы позиционирования и Интернет-ресурсов географической тематики.
Во-вторых, в направлении расширения географического кругозора школьников как о географических объектах своей местности, так и о памятниках Всемирного природного и культурного наследия человечества и его российской составляющей.
Решение задачи формирования географического мышления учащихся невозможно без практического применения знаний и умений в учебной деятельности. Поэтому в содержание учебников интегрировано значительное число практических работ на местности, которые направлены на развитие познавательных интересов учеников, воспитание любви к своей местности, своему региону, своей Родине.
В содержании учебников по используются не абстрактные примеры, как часто это было в традиционных учебниках, а конкретные географические объекты, имеющие национальное и мировое значение. Такой подход к конструированию учебного курса позволил обратить внимание учителя и учащихся на основные компетентности, формируемые в процессе географического образования, а также может способствовать пониманию учащимися культуры других народов, сложившейся в определенных природных условиях.
Учебный текст насыщен знаниями по географии России, а также заданиями для выполнения практических работ с использованием краеведческого материала, что позволяет реализовать региональный компонент содержания географического образования.
При отборе содержания учебника особое внимание было уделено материалу, способствующему неформальной мотивации учебной деятельности школьников на всех этапах обучения. Для этого в каждый содержательный элемент учебника заложены ответы на вопросы «Зачем мы изучаем эти географические объекты и процессы? Ради чего мы осуществляем данную деятельность?»
|
На: Учебный блог Колесниченко С. А.
Самооценка владения технологиями УУД
Технологии развития УУД в разных формах учебной и внеучебной деятельности
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные компоненты учебной деятельности школьников
Универсальные учебные действия. /УУД/
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Функции УУД:
- Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному самообразованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса – усвоение знаний и умений, формирование картины мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социально-личностной компетентности.
Главная задача - организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
личностные универсальные учебные действия
Возможные варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений
Типовые задачи в развитии личностных УУД
Методика «Беседа о школе»
Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.
4. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».
5. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
Методика «Кто Я?»
Каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».
Рефлексивная самооценка учебной деятельности
учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:
1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.
2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?
3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я — хороший ученик»?
Познавательные универсальные учебные действия
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди сходства и отличия»
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
коммуникативные универсальные учебные действия
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
С уважением, Колесниченко Светлана Алексеевна, учитель географии МБОУ Наримановского района "СОШ №11"