Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности
- Какое у вас сегодня настроение? А у кого плохое настроение, то давайте мы посмотрим на своего соседа, пожелаем хорошего дня и улыбнемся друг другу. Я тоже желаю вам хорошего, веселого дня.
III. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной
– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
– Определите род, число, падеж с весёлыми глазками
– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)
Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
Постановка учебной задачи
Слайд 1
– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
– Как вы думаете, над, чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)
Слайд 2
- Что мы узнаем? Чему научимся?
-Откроем тетради, запишем число
Построение проекта выхода из затруднения
Слайд 3
Приступаем к исследованию имени прилагательного.
Просклоняйте словосочетания, выделите окончания
I вариант – стройные березы
II вариант – маленькие кусты
И. п. (какие?)
стройные березы
маленькие кусты
Р. п. (каких?)
стройных берёз
маленьких кустов
Д. п. (каким?)
стройным берёзам
маленьким кустам
В. п. (какие?)
стройные берёзы
маленькие кусты
Т. п. (какими?)
стройными берёзами
маленькими кустами
П. п. (о каких?)
о стройных берёзах
о маленьких кустах
Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.
А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных.
Изменяются ли окончания имен прилагательных?
· В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
Как можно проверить безударные окончания прилагательных?
Слайд 4
Составить таблицу окончаний.
· Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)
Слайд 5
– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?
И. п., В. п. Р. п., П. п. Д. п. Т. п.
ые, ие ых, их ым, им ыми, ими
– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)
Первичное закрепление во внешней речи
Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 65-66. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
Прочитайте высказывание умного Совенка.
Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
Давайте вернемся к чистописанию. Определим падеж прилагательного во множественном числе.
Слайд 6 Давайте поработаем устно, определим какое окончание надо вставить у прилагательных, определим падеж
Физминутка
Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх
низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами,, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.
Работа в группах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
1.Работа в группах.
Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)
За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п
- Достаточно. Проверим по эталону.
Слайд 7
- Какая группа выполнила точно так же?
- Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
Р.т. стр.43 упр.62 Игра «Кто больше?»
Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.
Слайд 8
Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому - красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!
- Составьте предложение, используя слова на слайде.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
Рефлексия учебной деятельности
- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?
Закончите предложения.
Слайд 11.
На уроке
я узнал …
я научился …
мне понравилось…
Моё настроение …
Слайд 12.
А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное - знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое - знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце - знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.