АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР,
Москва, «Просвещение», 1984 год.
Разработчик программы:
Колтунова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.
Педстаж – 19 лет.
с. Александровское, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………....
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по чтению для обучающихся со сложными дефектами.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению для обучающихся со сложными дефектами в 8 классе.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся со сложными дефектами по предмету «Чтение и развитие речи» в 8 классе.
3.Учебно-тематическое планирование уроков чтения для обучающихся со сложными дефектами в 8 классе.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися со сложными дефектами предмета «Чтение и развитие речи» в 8 классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Чтение и развитие речи» в 8 классе.
Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программыпо учебному предмету «Чтение и развитие речи»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Конституция Российской Федерации (1993 года).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
7. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009года № 373).
8. ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).
9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
11. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 3 апреля 2003г. №27/2722-6.
12.Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
14.Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
15. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
16. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
17. Устав ГКС(К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».
18. Учебный план для обучающихся 1-9 классов со сложными дефектами ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» на 2014-2015 учебный год.
19.Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованной Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР, Москва, «Просвещение», 1984 год.
1.2.Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению и развитию речи для обучающихся со сложными дефектами в 8 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованной Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР, Москва, «Просвещение», 1984 год.
Программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся со сложными дефектами 8 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки чтения и развития речи проводятся 3 раза в неделю. Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся со сложными дефектами 8 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и письма, развития речи, предметных уроков, экскурсий в 6-7 классах и рассчитана на 102 часа в год.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Чтение и развитие речи» предназначена для обучающихся со сложными дефектами 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Чтение и развитие речи» - 1 учебный год.
Соответствие государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся со сложными дефектами 8 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Русский язык и речевая практика», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант D) в образовательной области «Русский язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение и развитие речи».
Цель предмета: научить обучающихся со сложными дефектами читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст по наводящим вопросам.
Задачи предмета:
- Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры.
- Посещение библиотеки, развитие умений выбирать книги по интересу.
- Учить самостоятельно работать с книгой.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся со сложными дефектами.
Для обучающихся со сложными дефектами тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Основные направления коррекционной работы по предмету:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формы обучения:
Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Методы обучения:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация;
-практические – уроки внеклассного чтения, упражнения, игры и коррекционные задания;
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – проверка техники чтения (1 раз в четверть), фронтальный и индивидуальный опрос;
- методы стимуляции.
Успех обучения чтению во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по предмету владеет обучающийся, какие трудности он испытывает в овладении ими, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его звуковых аналитико- синтетических способностей.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений;
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
Обучение чтению тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использованию полученных знаний в нестандартных ситуациях:
развитием устной речи, предметными уроками, экскурсиями (практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся учатся оформлять в громкой речи, учатся повторять речь учителя, которая является образцом для обучающихся, через хоровое, а затем индивидуальное комментирование);
письмом (при работе над буквами, слогами, словами, предложениями, текстом; соотнесение рукописных и печатных букв);
изобразительным искусством (рисование на темы, беседы по картинам);
трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).
Содержание рабочей программы.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений, навыков по чтению и развитию речи, который доступен большинству обучающихся со сложными дефектами.
В 8 классе продолжают закладываться основы: чтения целыми словами (с сохранением элементов послогового чтения), пересказ прочитанного, выделение основного в тексте, деление текста на части с помощью учителя, групповое придумывание заголовков к выделенным частям.
Объяснительное чтение доступных художественных текстов из произведений русских классиков и советских писателей.
Составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя.
Внеклассное чтение, порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.
Учебно- тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи» составлено:
- на основе учебника «Чтение» (часть 1) для 4 класса, автор С.Ю. Ильина, М., «Просвещение», 2014г., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации (74 часа);
- на основе учебника «Книга для чтения» для 3 класса, авторы З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева, Москва, «Просвещение», 2007 год (28 часов).
3.Учебно-тематическое планирование уроков чтения для обучающихся со сложными дефектами в 8 классе.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися со сложными дефектами предмета «Чтение и развитие речи» в 8 классе.
Характеристика обучающихся со сложными дефектами.
В 8 «В» классе обучается 6 человек, из них: 4 человека в классе (Бондарчук М., Журов Е., Зорькин Н., Мамантов В.) - читают по слогам, часто чтение побуквенное, допускают искажения при чтении, читают простые слова и короткие предложения, допуская ошибки, прочитанное пересказывают только с помощью учителя, по наводящим вопросам; составляют простые предложения, по сюжетным картинкам. 1чел. (Подгаец А.) – называет 4 -6 буквы путает их, забывает их, обратные слоги читает с помощью учителя, прямые слоги и простые слова не читает, понимание прочитанного затруднено. 1чел. (Мойсов И.) – называет 6-8 букв, часто путает их, читает прямые и обратные слоги с этими буквами только с помощью учителя, чтение простых слов затруднено, доступно составление предложений по сюжетным картинкам с помощью учителя, называет предметы и действия.
Результаты проверки техники чтения обучающихся:
- 1 чел. ( Ф.И.) – знает все буквы, чтение послоговое, допускает искажения при чтении, читает простые слова и короткие предложения, допуская ошибки, прочитанное пересказывает только с помощью учителя, по наводящим вопросам;
- 1 чел. (Ф.И.) – знает все буквы, чтение побуквенное, иногда угадывающее, допускает искажения при чтении слогов, слов, читает простые слова и короткие предложения, допуская ошибки, с помощью учителя, прочитанное пересказывает только с помощью учителя, по наводящим вопросам;
- 1 чел. (Ф.И.) – знает все буквы, чтение целыми словами, чтение сложных слов послоговое, иногда допускает искажения при чтении слогов, слов с йотированными гласными, читает простые слова и короткие предложения, прочитанное пересказывает только с помощью учителя, по наводящим вопросам;
- 1 чел. (Ф.И.) – знает все буквы, читает целыми словами, чтение сложных слов послоговое, путает буквы «е, ё, ю, я», «и - й», «ч, щ, ц», читает простые слова и короткие предложения, односложно отвечает на поставленные вопросы;
- 1чел. (Ф.И.) – называет с помощью учителя 4-6 букв (а, о, у, м, с, л), путает их, забывает, обратные слоги читает с помощью учителя, допуская ошибки, быстро забывает прочитанное, прямые слоги и простые слова не читает, понимание прочитанного затруднено;
- 1чел. (Ф.И.) –называет с помощью учителя 6-8 букв (а, о, у, с, м, л, н, р), часто путает их, на ленте букв может показать изученную букву, читает прямые и обратные слоги с этими буквами только с помощью учителя, часто путает буквы и забывает прочитанное, чтение простых слов затруднено, слова двусложной структуры не читает, на вопросы отвечает односложно, доступно составление предложений по сюжетным картинкам с помощью учителя.
Группа/
уровень
Возможности обучающихся
со сложными дефектами
Ф. И.
обучающегося
I группа/
уровень
Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, с незначительной помощью могут сделать элементарные выводы и обобщения.
.
IIгруппа/ уровень
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности
IIIгруппа/ уровень
Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. С заданием справится могут при помощи учителя. Связи, отношения, причинно- следственные зависимости ими осмысливаются частично. Поэтому необходимо решать следующие задачи: корригировать произвольное, непроизвольное внимание; развивать связную устную речь; развивать слуховой анализатор; развивать мелкую моторику кистей рук. Прививать навыки общения, умение контролировать свои поступки.
.
Критерии оценки достижения обучающихся со сложными дефектами.
Оценка устных ответов.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся со сложными дефектами. При оценке устных ответов по чтению принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи. Умеет находить нужную информацию и пользоваться этим при помощи учителя. Умеет отличать информацию по наводящим вопросам.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения по предмету «Чтение и развитие речи».
5.1. Учебно-методическое обеспечение.
№
Наименование предметов
Программа
Чтение и развитие речи
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованная Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР, Москва, «Просвещение» , 1984 год
5.2. Учебники.
№
Название
учебника
Авторы
учебника
Издательство, год издания
Количество учебников
1.
«Чтение» (часть 1)
для 4 класса
С.Ю. Ильина
Москва, «Просвещение», 2014г.
4
2.
«Книга для чтения»
для 3 класса
З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева,
Москва, «Просвещение», 2007г.
4
3.
«Букварь», 1 класс
В.В. Воронкова,
И.В. Коломыткина
Москва, «Просвещение», 2009г.
2
5.3. Литература.
1.
«Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии»
А.М. Маллер
Москва, «Аркти», 2000 г.
2.
«Нетрадиционные уроки в начальной школе» (часть 2)
С.В. Кульневич,
Т.П. Лакоценина
Воронеж, «ТЦ «Учитель», 2004г.
3.
«Здоровьесберегающие технологии» 1-4 классы
В.И. Ковалько
Москва, «Вако», 2004г.
4.
«Коррекционно - развивающие занятия» (комплекс мероприятий по развитию воображения, занятия по снижению детской агрессии)
С.В. Лесина,
Г.П. Попова,
Т.Л. Снисаренко
Волгоград, «Учитель», 2008г.
5.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы.
На: Рабочая программа по чтению для детей со сложными дефектами
:))