Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по чтению для детей со сложными дефектами 8 класса

Фото пользователя Татьяна Викторовна Колтунова
Submitted by Татьяна Викторовна Колтунова on Fri, 10/10/2014 - 22:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Колтунова Татьяна Викторовна
Место работы, должность: 

Заместитель директора по учебной работе, учитель начальных классов ГКС(К)ОУ "Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10 VIII вида" села Александровского Александровского района Ставропольского края
 

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для обучающихся со сложными дефектами 8 класса, разработана с учётом психолого- педагоческих, индивидуально- типологических особенностей обучающихся класса<br /> &nbsp;</p>

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

   СОГЛАСОВАНО:     

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Т.В. Колтунова

_____________ 2014г.


 

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _________________ 2014г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

 

УТВЕРЖДАЮ:   

Директор образовательной организации

______________ В.И. Часнык

_______________  2014г.


 

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»


 


 


 


 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ    8 «В»   КЛАССА

НА  2014 -2015  УЧЕБНЫЙ ГОД


 

Настоящая программа разработана на основе


 

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей,

рекомендованной  Научно исследовательским институтом дефектологии

АПН СССР, Министерством  социального обеспечения РСФСР,

Москва, «Просвещение»,  1984 год.


 


 


 


 


 

Разработчик программы:

Колтунова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

Педстаж – 19 лет.


 


 


 


 


 


 


 


 

с. Александровское, 2014 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ


 


 

1. Пояснительная записка…………………………………………………....


 

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по чтению для обучающихся со сложными дефектами.

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению для обучающихся со сложными дефектами в 8 классе.


 

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся со сложными дефектами по предмету «Чтение и развитие речи» в 8 классе.


 

3.Учебно-тематическое планирование уроков чтения для обучающихся со сложными дефектами в 8  классе.


 

4. Планируемые результаты освоения обучающимися со сложными дефектами  предмета «Чтение и развитие речи»  в 8 классе.


 

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Чтение и развитие речи» в 8 классе.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету  «Чтение и развитие речи»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

7. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009года № 373).

8. ФГОС  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).

9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

11. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 3 апреля 2003г. №27/2722-6.

12.Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

14.Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

15. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

16. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

17. Устав ГКС(К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

18. Учебный  план для обучающихся 1-9 классов со сложными дефектами ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»  на  2014-2015 учебный  год.

 19.Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованной  Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством  социального обеспечения РСФСР, Москва, «Просвещение»,  1984 год.


 

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению и развитию речи для обучающихся со сложными дефектами в 8 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованной  Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством  социального обеспечения РСФСР, Москва, «Просвещение»,  1984 год.

        Программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся со сложными дефектами 8 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

        Уроки чтения и развития речи проводятся 3 раза в неделю. Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся со сложными дефектами 8 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и письма, развития речи, предметных уроков, экскурсий в 6-7 классах и  рассчитана на 102 часа в год.

        Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Чтение и развитие речи» предназначена для обучающихся со сложными дефектами  8  класса   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Чтение и развитие речи» - 1 учебный год.

         Соответствие государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи»  для обучающихся со сложными дефектами  8  класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Русский язык и речевая практика», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант D) в образовательной области «Русский язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение и развитие речи».

        Цель предмета: научить обучающихся со сложными дефектами читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст по наводящим вопросам.

Задачи предмета:

- Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

- Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры.

- Посещение библиотеки, развитие умений  выбирать книги по интересу.

- Учить самостоятельно работать с книгой.


 

       

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся со сложными дефектами.

      Для обучающихся со сложными дефектами тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Основные направления коррекционной работы по предмету:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


 

Формы обучения:

Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Методы обучения:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация;

-практические – уроки внеклассного чтения, упражнения, игры и коррекционные задания;

- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – проверка техники чтения (1 раз в четверть), фронтальный и индивидуальный опрос;

- методы стимуляции.

       Успех обучения чтению во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по предмету владеет обучающийся, какие трудности он испытывает в овладении ими, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его звуковых аналитико- синтетических способностей.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Типы уроков:

- актуализация знаний и умений;

- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

- комплексного применения знаний и умений;

- урок закрепления знаний, умений, навыков;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

-комбинированный урок;

- урок внеклассного чтения;

-нестандартные уроки (урок-игра, урок- путешествие, урок- сказка)

Система межпредметных связей.

        Обучение чтению тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использованию полученных знаний в нестандартных ситуациях:

  • развитием устной речи, предметными уроками, экскурсиями (практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся учатся оформлять в громкой речи, учатся повторять  речь учителя, которая является образцом для обучающихся, через хоровое, а затем индивидуальное комментирование);
  • письмом (при работе над буквами, слогами, словами, предложениями, текстом; соотнесение рукописных и печатных букв);
  • изобразительным искусством (рисование на темы, беседы по картинам);
  • трудовым обучением  (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).

Содержание рабочей программы.

        Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений, навыков по чтению и развитию речи, который доступен большинству обучающихся со сложными дефектами.

        В 8 классе продолжают закладываться основы: чтения целыми словами (с сохранением элементов послогового чтения), пересказ прочитанного, выделение основного в тексте, деление текста на части с помощью учителя, групповое придумывание заголовков к выделенным частям.

        Объяснительное чтение доступных художественных текстов из произведений русских классиков и советских писателей.

        Составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя.

        Внеклассное чтение, порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.

        Учебно- тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи» составлено:

- на основе учебника «Чтение» (часть 1) для 4 класса, автор С.Ю. Ильина, М., «Просвещение», 2014г., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации (74 часа);

- на основе учебника «Книга для чтения» для  3 класса, авторы З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева, Москва, «Просвещение», 2007 год (28 часов).


 


 

3.Учебно-тематическое планирование уроков чтения для обучающихся со сложными дефектами в 8  классе.


 


 


 


 

4. Планируемые результаты освоения обучающимися со сложными дефектами  предмета «Чтение и развитие речи» в 8 классе.

Характеристика обучающихся со сложными дефектами.

         В 8 «В» классе обучается 6 человек, из них: 4 человека в классе (Бондарчук М., Журов Е., Зорькин Н., Мамантов В.) -  читают по слогам, часто чтение побуквенное, допускают искажения при чтении, читают простые слова и короткие предложения, допуская ошибки, прочитанное пересказывают только  с помощью учителя, по наводящим вопросам; составляют простые предложения, по сюжетным  картинкам. 1чел. (Подгаец А.) – называет 4 -6 буквы путает их, забывает их, обратные слоги читает с помощью учителя, прямые слоги и простые слова не читает, понимание прочитанного затруднено.  1чел. (Мойсов И.) – называет 6-8 букв, часто путает их,  читает прямые и обратные слоги с этими буквами только с помощью учителя, чтение простых слов затруднено, доступно составление предложений по сюжетным картинкам с помощью учителя, называет предметы и действия.

Результаты проверки техники чтения обучающихся:

             - 1 чел. ( Ф.И.) – знает все буквы, чтение послоговое, допускает искажения при чтении, читает простые слова и короткие предложения, допуская ошибки, прочитанное пересказывает только  с помощью учителя, по наводящим вопросам;

             - 1 чел. (Ф.И.) – знает все буквы, чтение побуквенное, иногда угадывающее, допускает искажения при чтении слогов, слов, читает простые слова и короткие предложения, допуская ошибки, с помощью учителя, прочитанное пересказывает только  с помощью учителя, по наводящим вопросам;

           - 1 чел. (Ф.И.) – знает все буквы, чтение целыми словами, чтение сложных слов послоговое, иногда допускает искажения при чтении слогов, слов с йотированными гласными, читает простые слова и короткие предложения,  прочитанное пересказывает только  с помощью учителя, по наводящим вопросам;

             - 1 чел. (Ф.И.) – знает все буквы, читает целыми словами, чтение сложных слов послоговое, путает буквы «е, ё, ю, я», «и - й», «ч, щ, ц», читает простые слова и короткие предложения, односложно отвечает на поставленные вопросы;

          - 1чел. (Ф.И.) – называет с помощью учителя 4-6 букв (а, о, у, м, с, л), путает их, забывает, обратные слоги читает с помощью учителя, допуская ошибки, быстро забывает прочитанное, прямые слоги и простые слова не читает, понимание прочитанного затруднено;

         -  1чел. (Ф.И.) –называет с помощью учителя 6-8 букв (а, о, у, с, м, л, н, р), часто путает их, на ленте букв может показать изученную букву, читает прямые и обратные слоги с этими буквами только с помощью учителя, часто путает буквы и забывает прочитанное, чтение простых слов затруднено, слова двусложной структуры не читает, на вопросы отвечает односложно, доступно составление предложений по сюжетным картинкам с помощью учителя.


 


 

Группа/

уровень

Возможности обучающихся

со сложными дефектами

Ф. И.

обучающегося

группа/

уровень

Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности.  Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, с незначительной помощью могут сделать элементарные выводы и обобщения.

.

II группа/ уровень

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности          


 


 

III группа/ уровень

Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. С заданием справится  могут при помощи учителя. Связи, отношения, причинно- следственные зависимости ими  осмысливаются частично. Поэтому необходимо решать следующие задачи: корригировать произвольное, непроизвольное внимание; развивать связную устную речь; развивать слуховой анализатор; развивать мелкую моторику кистей рук. Прививать навыки общения, умение контролировать свои поступки.

.

Критерии оценки достижения обучающихся со сложными дефектами.

Оценка устных ответов.

           Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся со сложными дефектами. При оценке устных ответов по чтению принимаются во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи. Умеет находить нужную информацию и пользоваться этим при помощи учителя. Умеет отличать информацию по наводящим вопросам.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения по предмету «Чтение и развитие речи».

5.1. Учебно-методическое обеспечение.

Наименование предметов

Программа


 

Чтение и развитие речи


 

  Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованная Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР, Москва, «Просвещение» , 1984 год

5.2. Учебники.

Название

учебника

Авторы

учебника

Издательство, год  издания

Количество учебников

1.

«Чтение» (часть 1)

для 4 класса

С.Ю. Ильина

Москва, «Просвещение», 2014г.

4

2.

«Книга для чтения»

для 3 класса

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева,

Москва, «Просвещение», 2007г.

4

3.

«Букварь»,  1 класс

В.В. Воронкова,

И.В. Коломыткина

Москва, «Просвещение», 2009г.

2

5.3. Литература.

1.

«Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии»

А.М. Маллер

Москва, «Аркти», 2000 г.

2.

«Нетрадиционные уроки в начальной школе» (часть 2)

С.В. Кульневич,

 Т.П. Лакоценина

Воронеж, «ТЦ «Учитель», 2004г.

3.

«Здоровьесберегающие технологии» 1-4 классы

В.И. Ковалько

Москва, «Вако», 2004г.

4.

«Коррекционно - развивающие занятия» (комплекс мероприятий по развитию воображения, занятия по снижению детской агрессии)

С.В. Лесина,

Г.П. Попова,

Т.Л. Снисаренко

Волгоград, «Учитель», 2008г.

5.

Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы.


 

Сборник


 


 


 



Фото пользователя Татьяна Викторовна Колтунова

На: Рабочая программа по чтению для детей со сложными дефектами


:))
 



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн