В своей работе я использую учебники линии Вентана-Граф и считаю, что они полностью отвечают требованиям ФГОС.
Главные отличительные особенности УМК издательства «Вентана-Граф»:
- учебный материал обеспечивает комплексность и преемственность всех уровней школьного образования;
- переход от раздельного изучения физической и социально – экономической географии к интегрированному курсу, что соответствует тенденциям развития современной географической науки;
- расширена информация о современных методах географических исследований (средства глобальной системы навигации), источниках географической информации (космические снимки), роли географии в обществе, приводится список интернет-ресурсов;
- усилены гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала, приводится много примеров географических объектов, в том числе и российских, входящих в список Всемирного природного и культурного наследия;
- большое внимание уделяется практическим видам деятельности, содержание практических работ разработано с учетом новых требований к результатам обучения, применению географических знаний и умений в повседневной жизни;
- значительное количество тем ориентирует учащихся на изучение родного края, введены вопросы и задания, требующие применения полученных знаний к анализу ситуации в своей местности;
- содержание учебников, в том числе термины и понятия, соответствует современным научным взглядам, предложенные трактовки терминов не противоречат используемым в настоящее время;
- единый подход к подаче материала, оформлению и методике объединяет все учебники.
|
На: Учебный блог Ольги Алиевой
Деятельностная структура учебника.
С уважением, Колесниченко Светлана Алексеевна, учитель географии МБОУ Наримановского района "СОШ №11"
На: Учебный блог Ольги Алиевой
Универсальные учебные действия
Возникновение понятия «Универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Универсальные учебные действия — это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
К известным функциям знаний (обучающей, развивающей, воспитательной) добавляется социально-адаптивная, связанная с удовлетворением потребности общества не в узких специалистах, а функционально грамотных людях со сформированными ключевыми компетенциями.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1)личностные, 2) регулятивные, 3) познавательные, 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
ФГОС нового поколения устанавливает следующие требования к личностным результатам обучающихся:
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Система заданий методического аппарата учебников, тетрадей-тренажеров и практикумов, контурных карт для самостоятельной деятельности позволяют качественно подойти к формированию этих умений.
Познавательные
Общеучебные – -
Логические
Действия постановки и решения проблем-
УМК дает возможность развития проектного мышления — это залог дальнейшего успеха в жизни.
Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
С уважением, учитель географии МБОУ г. Астрахань "Гимназия №1" Алиева Ольга Анатольевна
На: Учебный блог Ольги Алиевой
Учебник-организатор учебной деятельности школьника
В настоящее время актуальным являются обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию.
Безусловно, ведущая роль в школьном обучении географии принадлежит учителю, который организует и направляет познавательную деятельность учащихся, который полностью разделяет географические и методические идеи, заложенные в учебнике, и мастерски владеет умением рационально организовать труд ученика с учебником. Но для успешного решения поставленных задач необходимо, чтобы учебный процесс был оборудован дидактическими средствами, среди которых ведущее место принадлежит учебнику. В условиях массовой общеобразовательной школы учебник, несмотря на появления такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется основным средством реализации содержания образования. От того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой во многом зависит эффективность обучения по предмету. Четвертый год я работаю по учебникам издательского центра «Вентана – Граф». Считаю, эту линию учебников – учебниками нового поколения, обеспеченную хорошим учебно-методическим комплексом.
Особое место в реализации деятельностного подхода занимает методика работы с текстом учебника. Многочисленные приёмы работы с текстом можно объединить в группы:
1. Простое воспроизведение текста
2. Логический анализ текста
3. Объяснение на основе анализа текста
4. Творческая деятельность на основе анализа текста
Приемы работы с учебником, книгой, которые направлены на развитие учащихся, на подготовку их к самостоятельному приобретению знаний.
а) выделение существенного;
б) смысловая группировка;
в) составление плана, тезисов, конспекта;
г) составление схем, графиков, диаграмм;
д) формулирование выводов;
е) чтение-поиск (на вопрос в конце параграфа найти ответ в тексте учебника);
ж) составление вопросов к теме;
з) на основе текста учебника составить алгоритм (учебные действия) описания географического объекта.
В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение, на самостоятельную работу.
Функции учебника:
Школьников необходимо специально обучать приемам работы со всеми компонентами учебника, эта работа должна вызывать интерес, желание работать со всеми компонентами. А качество обучения во многом зависит от желания и умения работать с учебником.
С уважением, учитель географии МБОУ г. Астрахань "Гимназия №1" Алиева Ольга Анатольевна