Методическое творчество учителя в формировании у учащихся ценностного восприятия мира
«Трудна у школьников и физиков дорога, но интересна лично для меня»
Физика… ощущение счастья!
«Физика – это облака и солнце, солнечный свет и тепло, шорох листьев и дыхание моря, это и вы сами, ваши глаза и мысли, ваше ощущение счастья» - с этих слов великого экспериментаторы Р. Фейнмана я начинаю первую встречу с учениками.
Для меня Физика – Пространство общения с Учеником, где мы заглядываем в Прошлое, изучаем Настоящее, творим Будущее. Как школьный предмет она располагает широчайшими возможностями для развития Ученика. Физика – интеллектообразующая наука. Как задействовать все её возможности в условиях школы? Как при её участии создать ту педагогическую среду, в которой развитие, воспитание, обучение становятся личностно-значимыми? Как, преподавая не предмет ради предмета, а средствами предмета пробудить интерес ребенка к жизни, работе, знаниям, научить использовать волю, ум, воспитать стойкость, сделать так, чтобы каждая крупинка знаний побуждала к достижению новых интеллектуальных высот?
Физика в Слове Ученика
Восемь лет назад я открыла для себя программу Санкт-Петербургского автора Г.Н. Степановой «Физика 5-6». Она не являлась программой ранней профилизации, но в ней нашли отражение идеи развития ученика средствами предмета.
Сегодня ученики, изучавшие физику с пятого класса, заканчивают школу. Какое развитие нашли идеи курса при дальнейшем изучении физики и других предметов? Как повлиял курс на их личностное становление?
Знание учеником предмета можно оценить количественно в баллах, можно рассчитать процент успеваемости, качества знаний, балл ЕГЭ… Но как, какими диаграммами, графиками можно оценить зрелость личности, покидающей стены школы? Как измерить влияние предмета физика на её формирование? Формулируя ответы на эти вопросы, я могу опираться на Поступки и Слово Ученика. Эти слова, сочетания слов рождены им при непосредственном участии в реальных событиях, они прочувствованы, выстраданы, пропущены через себя, присвоены, ученик ими пользуется как своими собственными.
Академик Д.С. Лихачев, говоря о слове, утверждает, что «…слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия…. Знание и творчество оформляются через слово… Слово лежит в основе человеческой культуры»
«А вот мне интересно узнать…»
В курсе «Физика 5-6» учитываются возрастные особенности ребенка, его интерес к тому, как устроен мир, как работают те или иные устройства, как их создать.
Сегодня одиннадцатиклассники с умилением смотрят на вопросы, ответы на которые их занимали в 5-м классе: на одни из них они получили ответы уже давно, на другие – только в старшей школе, а на целый ряд вопросов не знает ответы даже большая Наука.
Демонстрация законов природы, законов физики происходила не только в экспериментах учителя, но и при создании учеником своих конструкторских работ. Познавательный интерес удовлетворялся в мастерской у кузнеца–односельчанина, на предприятиях поселка, в хранилищах Национальной библиотеки, под сценой ТЮЗа, на ледоколе и подводной лодке. Здесь новым смыслом наполнялись законы, схемы, графики. Они приобретали эмоциональную окраску, рождали чувство причастности, они были пережиты у самой большой в мире голограммы, в тесных помещениях «Авроры», у жерла стекловарочной печи... После этого рождались иллюстрированные детские сочинения: о судьбе телескопа Пулковской обсерватории; о котенке, пробиравшемся по канату на шхуну «Штандарт», свалившемся в воду и спасенном матросом…
«Физика 5-6» - это замечательное время влюбиться не только в предмет, но и в сам процесс познания.
Взрослея, дети научились более кратко, лаконично выражать свои впечатления, эмоции. Вместо авторских сочинений рождаются авторские буклеты. В них отражена не только позиция создателя-ученика, но и собраны мнения одноклассников, учителей, родителей, знакомых.
Формула успеха
Программа, учебник позволяют ребенку не только увидеть ядро содержания курса, но и раздвигают горизонты. Ребенок, изучая физику, начинает применять знания в других сферах: участвует в предметных конкурсах, выставках, конференциях; конструирует, проектирует; участвует в создании «Театра теней» и становится его актером; участвует в экскурсиях, пишет о них отзывы, проводит их сам.
По мере взросления деятельность ученика выходит за рамки предмета. Он видит себя в предмете, предмет в себе, составляет формулы успеха в учении, задается вопросами: «Кто я?», «Какой я?», «Кем я буду?», «В какой степени предмет мне необходим?». Он приходит к выбору профиля в старшей школе.
Мои гуманитарии…
Предпрофильная пора, окончание 9-го класса: четыре ученицы уходят из школы в педагогический колледж (а это дорогого стоит!); две – в область искусства; трое юношей – в мир техники; двенадцать учащихся продолжают обучение в старшей школе: 3 - в информационно-технологическом классе, 9 - в социально-гуманитарном.
Так сложилось, что из двух профильных классов я являюсь классным руководителем социально-гуманитарного, а учитель русского языка и литературы – информационно-технологического. Это замечательно: мы дополняем друг друга!
О сознательном выборе профиля моими гуманитариями говорит то, что, во-первых, каждый ребенок успешен в той или иной области (предмет, спорт, танцы, сцена, хобби…), во-вторых, выбор дальнейшего образовательного пути соответствует профилю.
Физика – интеллектообразующая наука, которая тянет за собой развитие эмоциональной сферы, формирует умение замечать красоту. Развитие ребенка в гуманитария может произойти только на основе высоко развитого интеллекта, на основе видения красоты мира. Роль физики здесь огромна!
Физика лежит в базисе естествознания. Достаточное время, качественный уровень изучения предмета в 5-6 классах помогают глубже понять сущность вещей.
В пятом классе в теме «Образование тени и полутени» мы знакомимся с понятием «терминатор» как линией между областью света и тени. Уже здесь дети понимают, что сценарист известного одноименного фильма называет своего героя так потому, что тот стоит на границе мира машин и людей, на границе между добром и злом, а в старшей школе ученики приходят к пониманию фразы Станислава Леца: «Граница между светом и тенью – ты!».
Только в пятом классе мы изучаем камеру-обскуру, конструируем её, изучаем свойства изображения в ней. Поэтому в старшей школе понятен смысл названия романа В.В. Набокова «Камера – обскура», хотя во всем тексте о ней нет ни слова. Не требует объяснений учителя обществознания термин «обскурантизм», встречающийся в статьях современного философа В.Ж. Келле.
В 5-м классе, изучая функциональное назначение тел, мы ищем достоинства и недостатки свечи и лампы накаливания, различных видов упаковки молока... а в старшей школе уже находим плюсы и минусы деятельности политика, взвешиваем аргументы «за» и «против» гражданского брака.
Взрослый ученик делает выводы о единстве мира, о взаимосвязи объективного и субъективного, о том, что в мире мало черного и белого, больше тонов и полутонов, что мир чрезвычайно богат оттенками.
Я в мире, мир во мне…
Активность учащихся в рамках предмета нашла свое развитие в его социальной деятельности в школе, поселке и за его пределами. Ученики проходят путь от потребителя к созидателю:
- от выслушивания объяснения учителя на уроке к использованию этого материала в конструкторских работах, к последующему вручению их начальной школе;
- от изучения тени и полутени до гастрольных поездок по Ленинградской области с театром теней;
- от участия в предложенных учителем экскурсиях до планирования образовательных маршрутов;
- от участия в праздниках к их организации;
- от пользования до активного преобразования школьных помещений;
- от участия во встречах с авторами книг и учебников до организации областных фестивалей детской книги;
- от принятия заботы к заботе о пенсионерах и инвалидах;
- от участия в тренингах о здоровом образе жизни к их проведению;
- от «физической елки» в классе до изготовления украшений для новогодних елок поселка;
- от чтения газет к их выпуску и осознанию собственной значимости как создателя нового информационного продукта.
В 5-6 классах дети играючи осваивают технологию постановки эксперимента, так как из 136 уроков 60 – практические работы. Ученики учатся планировать свою деятельность, осуществлять её и отвечать за результаты. Ответственность перед собой, одноклассниками, окружающими взрослыми становится нормой поведения и отношения к миру. Происходит процесс социализации ребенка.
В диалогах на уроках, в общении вне его рамок неизбежно происходит ограничение эгоцентризма, самовоспитание ребенка. Он вынужден постоянно сопоставлять свое мнение с мнениями других ребят, учителя для коррекции себя.
«Я так считаю, потому что…»
Отношения с учениками я стараюсь строить на СО- :
- СОпереживании
- СОучастии
- СОтрудничестве
- СОдружестве
- СОтворчестве
- СОвести
Общение в рамках предмета и за ними – основа, фундамент изучения предмета, это общение в целях самосовершенствования ребенка. Уходя корнями в 5 класс, оно расширяется в самых разных направлениях.
«Физика 5-6» развивает общеучебные навыки, прежде всего, навык речи. На уроках в разговоре участвуют все дети. Они еще не боятся быть смешными в глазах одноклассников и могут выразить свое мнение о предмете разговора: о радуге, о молнии, цвете заката – они их видели; о громе, эхе, музыке – они их слышали; они ощущали тепло древесины и холод металла… В возникающих спорах побеждает тот, кто привел наиболее убедительные аргументы на основе им же полученных фактов.
Приобретенные умения вести аргументированную дискуссию, умения строить выводы на основе фактов чрезвычайно востребованы в старшей школе в гуманитарном классе. Здесь фактами зачастую становятся мнения, и своё нужно сформулировать на основе анализа чужих. В своих конкурсных работах, при выпуске газеты мои гуманитарии часто проводят социологические опросы и умело подводят их итоги. Я горжусь оценкой моих учеников учителем истории и обществознания: «Достаточно обронить полслова, и возникает дискуссия по всем правилам».
Для выработки модели собственного поведения во взрослой жизни ребенку чрезвычайно важно видеть как можно больше высокостатусных взрослых, чей труд нашел признание в обществе. Расширение круга таких людей для моих учеников – задача, над решением которой я постоянно работаю. Среди них– авторы учебников и художественных книг, руководители секций и кружков, родители, выпускники, работники предприятий и другие интересные люди.
- Родитель! Где ты?..
- Рядом, вместе!
«Физика 5-6» расширяет пространство общения в семье. Родители подтверждают свой статус полноправного участника образовательного процесса своего ребенка. На первых родительских собраниях мы договариваемся о «домашних уроках» для родителей с учеником в роли учителя. Оценка за проведенный по заданной теме урок за подписью родителя, с его комментариями ставится ребенку в дневник, а затем, как полновесная, переносится учителем в классный журнал. Также вошли в практику «домашние экзамены» и очное участие родителей в переводных экзаменах по физике.
В силу доступности, общеизвестности учебный материал становится предметом обсуждения дома. Родители, как правило, знают больше о предмете обсуждения, что подкрепляет их авторитет. Но и беря учебник ребенка, родитель подает пример в учении: «Не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать».
Прием «домашних уроков» универсален. Он сработал даже при разовом использовании в школах Московской области в двух методических поездах. Однако в силу возрастающей сложности физики, в старшей школе он продуктивен в гуманитарных предметах, во внеклассной работе.
Привыкнув к участию в образовательном процессе детей, родители сохраняют эту привычку и в дальнейшем. Растет ребенок, и расширяются формы участия родителей:
- помощь в конструировании;
- участие в поездках;
- постановка спектаклей вместе с детьми и силами только родителей;
- рассказ о профессии;
- ремонт физических приборов;
- чтение лекций в рамках своей профессии;
- подготовка докладов, конкурсных работ;
- очное и заочное обсуждение жизненно важных проблем и т.д.
Родители счастливы этой помощью.
Точка опоры
Осознание Учеником ценности Школы в своей жизни для своего личностного становления – цель моей педагогической деятельности. Мне очень трудно разделить её достижение в предметной области и за рамками предмета физика. Однако если попытаться эту цель сформулировать в физических терминах, то она бы звучала так:
«Школа – точка опоры в жизни»
Анализируя странички пухлой поздравительной открытки от класса в 30-летнюю годовщину нашей школы, можно с уверенностью утверждать, что так оно и есть.
На школьной скамье рождаются великие жизненные планы. Мечты моих учеников, отраженные в коллажах, жизненны, высоки, уходят в горизонты.
«Трудна у школьников и физиков дорога, Но интересна лично для меня» Макаров Игорь, 9 класс
Вместе с моими взрослеющими детьми расту и я. Ученики, коллеги, родители – мои главные учителя!
Воспринимаю оценку моей деятельности коллегами школы, района, Ленинградской, Московской областей скорее как аванс, стимул в стремлении быть лучше. Не устаю задаваться вопросом: «Какой след оставит изучение школьного курса физики у медалиста, хорошиста, троечника – в любом случае Человека Будущего?». На последнем уроке, прощаясь, благодарю за сотрудничество, прошу учеников ответить на этот важный для меня вопрос.
К этим ответам я возвращаюсь много раз, перечитываю, в них я черпаю силы для очередного рабочего учительского дня.
|