Submitted by Ирина Михайловна Костарева on чт, 09/10/2014 - 20:04
Час занимательной математики.
5 класс.
Учитель: Костарева И.М.
ЦЕЛИ:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На доске девиз:
«Сегодня будем мы считать, отгадывать, смекать»
Вступительное слово учителя:
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук начинаем мы сегодня наш урок.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь развивать и волю, и смекалку,
И за то, что в творческом труде выручаешь в трудные моменты.
Мы, сегодня, искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!
Класс делится на команды; каждая выбирает себе название.
Жюри – старшеклассники.
1 конкурс: (разминка)
Вопросы командам:
Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый? (8)
В карманах денег поровну. Если из одного переложить в другой 10 рублей. На сколько рублей во втором станет больше? (20)
Что больше два в пятой или пять во второй? (два в пятой)
Рост мальчика 75 см и это половина его роста. Какой рост мальчика? (150см)
Шаг пешехода 0,4 м. Сколько шагов ему надо сделать, чтобы пройти 120м? (300)
Пешеход идет со скоростью 4,8 км\ч. За какое время он пройдет 9,6 км ? (2)
2 конкурс: (Конкурс художников)
На доске две заготовки, кто быстрее нарисует рисунок, соединив отрезками числа от 3 до 78,
делящиеся на 3. ( произвольно расставлены числа от 3 до 78). Числа должны быть соединены отрезками в порядке возрастания.
Задание командам: (кто быстрее ответит, та команда получает жетон)
Над болотцем тихо, тихо.
В теплом воздухе парят
Сам комар и комариха, с ними туча комарят.
Комариха с комаром говорят:
- сосчитай – ка, комар, комарят.
- как же счесть, комариха,комарят?
Не поставить комарят наших в ряд.
Насчитала комариха 40 пар.
А продолжил этот счет уже комар.
Комарят комар до ночи считал,
Насчитал 13 тясяч. Аж устал,
А теперь считайте сами вы, друзья.
Велика ли комариная семья?
(13082)
Буханка хлеба весит; полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1кг)
Применяя знаки действий, запишите 2 шестью двойками. (2= 2*2-2:2-2:2)
Число, увеличив себя вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 811. Какое это число? (405,5)
3 конкурс: (конкурс капитанов)
Выдаются задания:
Отгадать шараду:
За мерой ноту вставишь вдруг
И целое найдешь среди подруг. (Галя)
2) Отгадать логогриф:
Я цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве «я» прикажешь рядом встать
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать.
(семь – семья)
Ведущий: А кто из вас знает, что называют шарадой и логогрифом?
ШАРАДА – особая загадка. В ней надо отгадать слово. Слово отгадывается не сразу, а по частям.
ЛОГОГРИФ – загадка. В ней сначала нужно догадаться о каком слове идет речь, а затем в это слово вставить дополнительно одну или несколько букв. Получим новое слово.
(Можно спросить капитанов: «Как они получили отгадку?» , затем на основании их ответов сформулировать определения).
В это время задания командам:
Назовите как можно больше песен, содержащих числа.
4 конкурс:
Задания командам:
1. Солдату новичку дали задание оформить панно.
И прежде, чем дать краску для закрашивания
внутреннего квадрата, предложили вычислить,
сколько потребуется ему краски, если известно, что
на закрашивание всего квадрата потребуется 400 г..
( 200г)
2. Море имеет заминированные участки А,В.С. Чтобы
отменить зону, в которую опасно входить кораблям
поставили два маяка М и Д, расположенные по
окружности, охватывающей опасный участок моря.
Угол МКД должен был известен лоцману. Измеряя угол
между направлениями, на оба маяка, узнать, находится ли
корабль вне зоны опасности или вошел в нее?
( меньше 90 градусов)
Если при подведении итогов окажется равное количество жетонов, то можно провести дополнительный конкурс: