Развитие навыка смыслового чтения на уроках математики
( план выступления на конференции)
Постановка проблемы
Система образования не способствует развитию умения у учащихся выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, решать творческие задачи. Наши дети не умеют распознавать практические задачи, соотносить их с контекстом полученных знаний, анализировать и оценивать результаты, не всегда могут отделить условие задачи от поставленного вопроса, т.е. не умеет работать с текстом учебника
Особенности учебника математики
Учитель должен обращать внимание на овладение учащимися навыков понимания прочитанного. Самостоятельное изучение математического материала очень сложное дело: язык, абстрактность теории, сжатость изложения, применение символики, связь текста с чертежами, «пробелы в тексте». Отсюда непонимание прочитанного и необходимость изучения приемов работы с учебником
Этапы работы учащихся с учебником на уроках математики
- Работа до чтения- работа с заголовком параграфа или главы. При разборе заголовка у ребенка должно возникнуть желание определенных знаний, ученик выдвигает гипотезы исследования. Это способствует началу формированию навыков научно-исследовательской деятельности.
- Работа с текстом учебника непосредственно
Это само чтение. Здесь учителю необходимо поставить цель, затем это делают сами ученики. Далее- организация чтения: опережающее, углубленное, выборочное, чтение вслух, про себя. Для лучшего понимания текста следует вводить приемы работы с книгой: диалог с текстом, выдвижение гипотез, самоконтроль, восполнение пробелов, работа с примерами, конспектирование, составление схем, плана.
Значение работы над вопросами к тексту, проведение уроков-консультаций, уроков-дискуссий. Учить учеников делать пометки в тексте, составлять тезисы.
- Работа после чтения
Ученики высказывают свое мнение, мысли о прочитанном, дают свою характеристику, приводят примеры. Далее возврат к заголовку и проверка выдвинутой перед чтением гипотезы, переход к обобщению.
Формула эффективного урока
- ребенку на уроке должно быть интересно и понятно
- на уроке должна быть создана ситуация, в которой учащиеся приобретают знания в процессе активной познавательной деятельности
- ученики
|