Цели: 1. Создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставка, суффикс, окончание; актуализировать знания о понятии «родственные слова»; научить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней, формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
2. Развитие учебно-познавательной и коммуникативной сферы обучающихся;
3. Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре; уважительного отношения к профессии строителя.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса;
получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы
Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.); научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям
Структура и ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Учебное содержание
Деятельность обучающихся
УУД
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(1 мин.)
-Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов.
(2 мин.)
-Чтобы настроиться на работу, привести ум в порядок я предлагаю вам сразу выполнить несколько упражнений.
1) Движения глазами по четырем направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях
2) Кулак - ребро - ладонь.
Три положения руки последовательно сменяющих друг друга. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.
3) Колечко.
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.
Актуализация знаний.
(4-5 мин.)
Модуль №1
(2мин.)
-Отгадайте загадку. Что вы можете про него рассказать? (слово обозначает предмет, в нем 3 слога, второй слог ударный, 3 буквы согласных звуков, 3 буквы гласных звуков)
-Пропишите каллиграфически правильно буквы согласных звуков, буквы гласных звуков.
-Запишите слово ракета. Определите ударный слог, поставьте знак ударения и подчеркните безударные гласные.
-Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова?
. «Как устроено слово»
на доске записано слово
ракета
ркт
ает
ракета
Знакомит с инструкцией выполнения
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют каллиграфически правильную запись букв, слова.
Работают с орфографическим словарём.
Дети вставляют пропущенные буквы самостоятельно.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные:общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Постановка цели и задач урока.
(10 мин.)
-Сегодня на уроке вы будете работать в паре. Давайте обсудим правила работы в паре.
-Перед вами лежат кубики. Что можно с ними сделать? (построить постройку)
-Сегодня мы – строители. Важна ли профессия строителя? В чем она заключается? Выполните свои постройки.
-Что у вас получилось?
-А у кого получилось слово?
-Какие открытия в русском языке вы сделали? (слова состоят из частей)
-Эти части являются слогами?
А может эти части - отдельные буквы или звуки?
-На какие вопросы вы хотите найти ответ на нашем уроке?
-Над какой темой будем работать?
С.42 правило прочитайте для подтверждение.
Кубики с записанными частями слов.
На доске предполагаемые вопросы.
Записывается тема урока.
обсуждают правила работы в паре.
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Выполняют постройки из кубиков.
Делают выводы.
Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.
Первичное усвоение новых знаний.
(7 мин.)
Я тоже составляла из кубиков слова и вот что у меня получилось.
-Что можете сказать? (эти слова родственные; общая часть одинаковая, добавляются другие части и получаются новые слова).
-Как называется общая часть родственных слов? (корень) (Читаю стихотворение про корень слова, показываю как выделяется)
-А раз у них одинаковый корень, то эти слова - …. (однокоренные)
-Какие части помогли образовать новые слова? (приставка, суффикс)
-Как думаете, какую роль играет окончание? (меняется форма слово, но новое не образуется) (на примере слова Лес меняю окончание)
Лес
Лесной
Перелесок
Лесник
Корень
Корень я, фундамент слова,
Иногда его основа.
Поручиться не боюсь:
Корни есть на всякий вкус.
Для дворца и для избушки,
Для банкира и старушки.
Суффикс
Ну, а я совсем особый,
И скажу без хвастовства,
Что в секунду дом огромный
В домик превращаю я.
Приставка
Перед корнем есть приставка,
слитно пишется она.
А при помощи приставки
образуются слова
Окончание
Обратите вы внимание
На меня. Я – Окончание.
Не люблю собой гордиться,
Вмиг готова измениться.
Наблюдают за словами, рассуждают, высказывают предположения, делают выводы.
Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.
Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
-Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку.
-Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.
-Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.
-Нарисуйте суффикс правой ногой и левой рукой, а теперь противоположными.
-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.
Первичная проверка понимания
(5 мин.)
-Проверьте по учебнику на странице 43, правильно ли мы сделали вывод? (работа с правилом)
-Для чего надо знать состав слова?
«Чтобы хорошо понимать слова и овладеть правописанием, надо знать составные части слова: приставку, корень, суффикс, окончание»
Самостоятельно открывают учебник и читают правило. Соотносят со сделанным выводом.
Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о необходимости знаний о частях слова; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из учебника).
Составьте и запишите как можно больше однокоренных слов.
-У кого получится самое длинное слово.
-Выделите во всех словах части.
-Какие слова получились у вас?
-Прочитайте самое короткое слово.
-Прочитайте самое длинное слово.
С.43 №57
Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!
Распределяют слова на три группы.
Работают в паре. Составляют из частей слова и записывают их. Выделяют в словах части.
Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных);
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.
Рефлексия(подведение итогов занятия) (2мин.)
Над какой темой работали на уроке?
-На какие вопросы вы хотели найти ответы? У кого всё получилось?
На последней страничке вашей карты записано незаконченное предложение Моя работа на уроке была ….
выберите из списка подходящие слова и закончите это предложение.
-
Моя работа на уроке была…
интересная
познавательная
активная
неинтересная
скучная
Выполняют анализ и рефлексию своей деятельности на уроке.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению) 2 мин.
- Посмотрите, на странице вашей рабочей тетради изображен дом. На фундаменте домика и стенах записаны разные части слов. Составьте из этих частей разные слова и запишите на свободных строчках.