Цель : знакомство с автором Р. Киплингом , развивать навык выразительного чтения, пополнять словарный запас уч- ся , учить доводить начатое дело доконца , развивать умение анализировать героев , их поступки, воспитывать стойкость , силу воли , умение помогать слабым.
Оборудование: интерактивная доска, аудиоколонки.
Ход урока
1. Орг момент
Прозвенел урок
Начинается урок
Посмотрели друг на друга
Улыбнулись от души.
Ребята, сегодня у нас урок по литературному чтению и пройдёт под девизом « Чтобы много знать, нужно много читать»
2 . Прежде чем мы познакомимся с новым текстом , давайте проверим Д/З , разгадав кроссворд.
1. Небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя (рассказ)
2.Кто является главным героем рассказа (черепаха)
3.Назовите прозвище черепахи (Сарли )
4.Что за компания устроила катания на черепахах (туристы)
7.Какого душевного качества не хватало туристам, которые проявили грубость к животным (милосердия)
Сели ровно , малыши
Чтобы хорошо читать
Нужно минутку пожужжать
3. Жужжащее чтение
Прочитайте слова, читая только подчёркнутые буквы
ПАСУНКЫОРЗКОКСЧКВТА СКПАНАКЫЗОРКВЧЫКНИСК
Произнесите фразу , ставя логическое ударение на разные слова.
«Я люблю читать сказки»
Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой , а как она называется прочтите в кроссворде , выделенное слово «Маугли» , автора Р. Киплинга. У Киплинга очень своеобразные, необычные сказки. Необычны тем, что их главные герои – люди и животные – сосуществуют как равные , равноправные жители Земли.
4. Биография Р. Киплинга.
Джозеф Редьярд Киплинг английский поэт родился 30 декабря 1865 г в Бомбее (Индия) в семье Джона Киплинга и Алисы Киплинг. Няня индианка научила маленького Редьярда говорить на Хинди; от неё он услышал индийские сказки о животных.
В возрасте 6 лет Редьярд и его младшая сестра были отправлены учиться в Англию (это было принято в англоиндийских семьях) В 17 летнем возрасте Киплинг вернулся в Индию и устроился в газету. Позже он вновь уехал в Англию , где опубликовал свои знаменитые «Книгу Джунглей» «Просто сказки , роман «Свет погас»». Два сборника «Исторических сказок» – вошли в золотой фонд детской литературы. В последние годы жизни он активно занимался политикой.
5. Сказка « Маугли»
Итак сказка Р. Киплинга «Маугли» . Мы окажемся с вами в Джунглях. Дома я вас просила найти понятие «джунгли » Дайте лексическое значение. ( джунгли разговорное понятие , означающее густой и непроходимый тропический или субтропический лес. Джунгли иногда называют « большой аптекой мира» , «лёгкими земли»)
ПРОСМОТР 1 части сказки
Кого увидела семья волков ? Были ли они удивлены, увидев детёныша? Как вёл себя ребёнок ? В каком месте волчица проявила смелость ? Проявлял ли Шерхан грубость ?
Прежде чем читать дальше , давайте познакомимся с новыми словами. Это поможет вам лучше понять смысл сказки .
Фут – мера длины , равная 30 см 48 мм
Логово – место на земле , в неглубокой яме, где обитает зверь.
Масть – цвет шерсти животного ( окрас)
Выкуп – плата деньгами или имуществом за освобождение пленника
6. Чтение 2 части
Чтение учителем. (остановка . Как вы думаете что произойдёт дальше ? )
А теперь прочтём , что было у автора в сказке , кто из вас оказался прав.
Чтение до 1 остановки : Что за причина заставила вести Маугли на Скалу Совета ?
Как повела себя волчица , когда отец волк вытолкнул Маугли на середину ?
Опишите Акелу (словами из текста)
( Акелу действительно все уважали, он был настоящим вожаком, хватало лишь его взгляда , и вся стая понимала его.)
Чтение до 2 остановки : Кто и как появился на Скале советов ?
По какой причине Акела спокойно отнёсся к появлению Шер хана ?
Охарактеризуйте Шерхана
ФИЗ МИНУТКА (для глаз на интерактивной доске)
(С движениями) Сказка даст нам отдохнуть, отдохнём и снова в путь
Нам советует Мальвина, станет талия осиной,
Если будем наклоняться, вправо- влево 8 раз.
Красной шапочки совет, если будешь прыгать, бегать
Проживёшь ты много лет!
Дала нам сказка отдохнуть. Отдохнули? Снова в путь!
Чтение до 3 остановки : Почему допустили на Совет медведя – Балу ?
Какие чувства испытывал Балу к Маугли ? (заботу , любовь)
Почему Балу мог бродить по джунглям и обучать волчат ?
Опишите Балу (словами из текста)
Чтение до 4 остановки: Кто ещё появился на скале Совета ?
Опишите Багиру ( словами из текста)
По какой причине Багире разрешили выступить на Совете ?
Откуда в ней желание помочь человеку ?
Что Багира прибавила к слову Балу ?
Чтение 5 части : По какой причине волки быстро решили принять человеческого детёныша? За что был принят в стаю Маугли ?
Сейчас я предлагаю вам заполнить карту.
Ответьте на вопрос « Должна ли стая оставлять у себя детёныша ?»
1 вариант – Да (2 версии)
2 вариант – Нет (2 версии )
Игра Пантомима
Прошу вас показать жестами то , о чём я буду говорить
- звери проснулись
- распустились цветы
- появился Шерхан
-Маугли играет с камушками
- перелетели птицы с ветки на ветку
- Багира вышла на совет
Посмотрите на слова , выберите те , которые характеризуют следующих героев :
Если вы обратили внимание , то все герои имели черты характера , присуще людям.
На кого из героев вы бы хотели быть похожи ? ( может внешне или поступками ?)
Чтобы вам дома легче было подготовить пересказ , давайте восстановим события сказки. ( расставить картинки по порядку)
Составьте из слов пословицу
ДОБРОЕ , СТОЙ ,ДЕЛО ,ЗА , СМЕЛО ( За доброе дело стой смело )
Заключена ли в этой пословице основная мысль сказки ?
Синквей - МАУГЛИ –
Пожелания :
Воспитывайте в себе с раннего детства силу воли , стойкость , не отступайте перед трудностями. Дарите тепло всем , кто вас окружает, помогайте слабым от чистого сердца. Не будьте чрезмерно доверчивы, но будьте мудры, и не попадайте в ловушки нечестных людей.