Размещено: Екатерина Андреевна Каткова - вт, 07/10/2014 - 22:32
Введение.Обоснование актуальности методической темы
Дошкольный период наиболее благоприятен для закладывания основ грамотой, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен , языковые средства несовершенны. Потребность общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимание всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение. Компьютеры заменили собой живое речевое общение.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Плохая дикция.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Могут ли учреждение, педагог активно повлиять на развитие речи детей? Могут, и практика это доказывает. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» (Ф.А.Сохин).
Развитие речи детей через театрализованную деятельность
Размышления над вопросами о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу. Я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.
С помощью театрализованной деятельности педагог побуждает детей к высказыванием своих мыслей, своего отношения к увиденному, развивает природные речевые возможности и способности. Сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.
Цель: Развитие личности дошкольников с успешным овладением грамматическим строем и связной речью, создание благоприятной психологической атмосферы для развития и обогащения эмоционально- чувственной сферы, развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность .
Задачи:
Обучить дошкольников связно пересказывать литературный текст, рассказывать сочинения на самостоятельно выбранную тему, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать любовь к театру, нравственно - этические качества.
Средства для реализации поставленных задач:
Н.О.Д. по развитию связной речи с использованием театрализованных игр;
Использование театрализованных игр в повседневной деятельности, на праздничных мероприятиях.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Предполагаемый результат:
Если систематически использовать театрализованную деятельность, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы ,сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.
Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность:
Во второй младшей группе;
В средней группе;
В старшей группе;
В подготовительной группе.
II младшая группа ( возраст 3-4 года)
К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все грамматические категории языка, но это не означает, что формирование грамматического строя речи полностью завершено.
Возрастной особенностью речевого развития детей является: формирование грамматического строя речи (прежде всего структуры предложений, а так же я внимание уделяю формированию словаря, звуковой культуре речи, связной, диалогической речи).
Для реализации этих задач я провожу инсценирование представления, игры - драматизации, создаю естественные условия для заимствования из источника оборотов речи, предложений.
Для начала я знакомлю детей со сказкой. Предварительно загадываю загадки, которые предваряют чтение. Например, сказка «Теремок» («Под полом таится, кошку боится» - мышь, «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?» - волк и так о каждом герое ). При правильном отгадывании появляется герой. Затем следует чтение сказки. Под впечатлением от услышанного, у детей возникает желание показать, как двигаются герои этой сказки.
Такие выразительные движения можно изобразить в пластических этюдах, в которых они сопровождаются метким словом: например, лисичка красивая, легкая, игривая, заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится (формируется словарь детей). Провожу упражнения на интонационную выразительность. В ходе таких упражнений я комментирую голос каждого героя. Например: у мышки голос тоненький, она пищит - у медведя – грубый, он ревет и т.д.
После первичного знакомства со сказкой я предлагаю детям рассказать ее вместе. Например: «Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку … Кто?», правильно, мышка (дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание) и т.д. В заключении подвожу итог: лягушка прискакала, а зайка прискакал и т.д. (формируется грамматический строй речи).
Параллельно с этюдами я организую ряжения. Высказывания возникают сначала по поводу распределения ролей и костюмов: «А я буду мышкой!», «А я буду медведем!». Костюмы рассматриваются, проводится с детьми беседа, кому он больше подойдет. Ребенок примеряет на себя элементы костюма. После этого я называю действия героя (мышка бежала, пищала), а ребенок пытается повторить. Так обыгрывается персонаж сказки.
Далее я побуждаю детей к импровизации диалогов. Они вовлекаются в диалог персонажей сказки, реплики расширяются, включаются движения, а затем детям я предоставляю возможность импровизировать самостоятельно. Они могут говорить, кто что захочет- порядок и очередность я не устанавливаю. В разыгрывании сказки может участвовать два зайчика, три мышки и т.д.
Затем я провожу инсценировку сказки. Вовлекая детей в разыгрывание сказки, развиваю у них диалогическую речь, связную речь. Например. Чтобы попасть в теремок для начала – нужно спросить – кто там уже живет, а потом описать животное, в роли которого выступает ребенок. (Я – лягушка. Зеленая, самая маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю и т.п.).
После такого разыгрывания сказки можно перейти к театрализованному действию, в котором наряду с актерами есть и зрители.
Итог. Театрализованная деятельность способствует речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становится понятным более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. В целом упражнения и импровизационные диалоги совершенствуют все стороны речи, развивают ее образность и выразительность. У детей формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику, включающую хотя бы одно слово. Эти умения необходимы для развития диалогической речи, совершенствования грамматической структуры предложения и, как результат, для построения связного высказывания.
Средняя группа (возраст 4-5 лет)
Главное направление развития речи на данном этапе – формирование контекстуальной (связной) речи. На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.
В средней группе особенно широко я использую игры - по мотивам сказок и литературных произведений.
1 Сначала я детям рассказываю русские народные сказки («Курочка Ряба», «Маша и медведь» и др. ) После чтения сказок провожу анализ, выясняя, о чем говорится в сказке, какие слова, выражения, песенки персонажей им запомнились и понравились.
2 Затем я собираю несколько изданий этой сказки с разными иллюстрациями. Рассматривание иллюстраций разных художников помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (сказка «Курочка Ряба» -дед и баба старенькие, ласковые, добрые), их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая).При анализе ,содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы, показывают иллюстрацию, которая соответствует этим словам.
3 При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. В ходе работы над сказкой дети знакомятся с особенностями поведения разных персонажей ,учатся описывать(курочку), рассуждать, давать характеристики, двигаться в соответствии с ними.
4 Затем дети прослушивают грамзапись сказки, смотрят диафильм. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать (видеть) хорошо знакомую сказку в новых формах.
5 Результатом предварительной работы становится проведение драматизации по сказке (с элементами импровизации). Где развивается слуховое внимание, воображение, память, мотивация к деятельности; побуждение к импровизированной речи.
Итог. Анализируя сказку с детьми, задавая правильно поставленный вопрос, заставляю их думать. Размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая ее образной и выразительной. В этом возрасте детей привлекает повествование – импровизация, у них проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов высказывания (описания, повествования).При составлении рассказов совершенствуется связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно –синтаксической структуры предложения.
Старшая, подготовительная группы.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает довольно высокого уровня. Они могут участвовать в беседе, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
В старшей группе особое внимание я уделяю обучению детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; умению составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам, новые сказки.
Для решения этой задачи необходимо следующее:
Для начала я знакомлю детей с русскими народными сказками: рассматриваем иллюстрации, рассказываем сказки при помощи настольного, пальчикового, кукольного театра. Обсуждаем, чем сказка отличается от рассказа, стихотворения.
Рассматриваем иллюстрации к русским народным сказкам и находим по иллюстрациям отрывки из сказок. Провожу беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки. Предлагаю детям дать характеристику персонажей.
Провожу игры, речевые упражнения, пластические этюды, развивающие умения детей соединять слово и движения, выразительную передачу образа с жестами и мимикой. Например, по сказке «Заюшкина избушка», дети пытаются изобразить лису, когда она выгнала зайчика, и испуганного зайца так, чтобы можно было догадаться. В свободное время дети импровизируют небольшие диалоги, например, лисы и зайчика, лисы и петушка и т.д. Дети следят за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос. Сначала это дается им с трудом, но постепенно индивидуальная работа с каждым ребенком приносит свои результаты. Дети уже могут сказать, у кого хорошо получается какая роль.
В последствии я предлагаю детям придумать к изучаемой сказке другой конец. Например. Если бы петушок тоже испугался лисы, кто смог бы помочь зайчику? Я предлагаю детям смоделировать содержание сказки, чтобы лучше запомнить последовательность изложения сюжета.
Постепенно я подвожу детей к пониманию, что они будут показывать новую сказку. Для спектакля распределяются роли, создаются костюмы, декорации. В ходе подготовки к спектаклю дети предлагают ввести новых персонажей в содержание сказки, например, Крокодила Гену, Чебурашку, которые помогают зайчику.
Показ спектакля зрителям на основе новой придуманной сказки.
Итог. Во время театрализованной деятельности в старшей и подготовительной группы формируются умения создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей. Развивать способности изображать художественный образ персонажей через диалоги, интонацию, движения, жесты. Все это способствует развитию лексической, грамматической, фонетической сторон речи детей, а также и развитию образной речи.
Театрализованная деятельность формирует у детей правильную, выразительную, четкую речь, у них обогащается словарный запас, образная лексика, связная речь.
Таким образом, ежедневно наблюдая положительные результаты своей работы по развитию речи детей, я могу сделать вывод, что театрализованная деятельность –это рабочая методика, она действительно помогает нам учить и развивать детей, не требует материальных и временных затрат, применима практически к любой образовательной области, может использоваться каждым педагогом.
На: Обоснование актуальности методической темы.
Интересная тема, дети любят фантазировать, примерять на себя новые образы.