В условиях модернизации образования возрастают требования к профессиональному мастерству учителя. Одно из важнейших требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, пока остается основой образовательного процесса. Традиционные методики проведения уроков требуют коренных изменений в связи с введением образовательных стандартов нового поколения, направленных на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. Основой современного урока географии выступает деятельностный подход. Согласно положениям деятельностного подхода в центре урока – организация деятельности учащихся, направленная на освоение ими различных учебных действий. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, задавать вопросы, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия. Анализ особенностей профессиональной деятельности учителей показывает, что основной ориентир их деятельности зачастую состоит в том, чтобы спланировать содержание урока, сделать его интересным для школьников за счет привлечения дополнительной литературы, интересных фактов и пр. оценивая свой урок как успешный, учитель отмечает, что все «все успел рассказать из запланированного» и наоборот. Практика показывает, что для учащихся интересны те уроки, на которых они активно работают с картой, учебником, изучают модели географических объектов, решают учебные проблемы, обмениваются мнениями, высказывают суждения, сотрудничают в группе, осуществляют взаимоконтроль. Особое внимание со стороны учителя в рамках современного урока географии должно быть направлено на планировании деятельности учащихся. Цели, содержание, формы, средства и методы обучения в рамках современного урока должны рассматриваться в соответствии с задачей формирования деятельности учащегося, а результаты обучения, его эффективность – со способом организации деятельности усвоения и формируемым ею мышлением учащегося. На современном уроке знания и умения из цели обучения трансформируются в средство развития личности учащегося. Учитель организует учебный процесс таким образом, что учащимся необходимо применять имеющиеся знания и умения для решения познавательных задач. Таким образом, на уроке должны использоваться активные методы обучения – частично-поисковый, проблемный, а в идеале исследовательский. Содержание современного урока необходимо направить на реализацию воспитательных целей. Вклад в формирование личности вносит тот урок, который тесно связан с жизнью, на котором школьники вовлекаются учителем в обсуждение каких-либо научных или социально-экономических проблем, обучаются приемам оценивания и прогнозирования. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания и умения. Поскольку в настоящее время большая часть информации воспринимается посредством зрения, возрастает роль экранных средств обучения, применения современных информационно-коммуникативных технологий. Здесь следует отметить, что всеобщее увлечение цифровыми средствами наглядности нередко приводит к тому, что наличие электронной презентации расценивается как чуть ли не единственный признак современного урока. Итоговые задания выполняют контролирующую функцию. Они выполняются школьниками самостоятельно. Также важно учитывать, что деятельностный компонент содержания объективно сложнее усваивается школьниками, чем знаниевый, поскольку в процессе выполнения деятельности ученик одновременно использует ранее усвоенные предметные знания, умственные мыслительные операции, свой жизненный опыт. На современном уроке у учителя географии расширяются социально-профессиональные функции, усиливается его роль в формировании и реализации личностных особенностей каждого ученика, становлении у них ценностных ориентаций и смыслов. Главное – отход от преобладания репродуктивных способов обучения и усиление творческой стороны учебного познания, использование современных поисковых, исследовательских способов достижения целей и задач урока.
|
На: Планирование урока географии в условиях введения ФГОС ООО
Ольга Анатольевна, очень удачно сделали акцент в своём сообщении на особенности уроков географии по ФГОС ООО. Думаю, оно заинтересует коллег по обучению, ведь итоговой работой обучения должен стать интересный урок, его проект с позиции деятельностного подхода обучения географии.
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!
На: Планирование урока географии в условиях введения ФГОС ООО
Ольга Анатольевна, я полностью согласна с Вами, требования к профессиональному мастерству педагога постоянно возрастают. Ведь прежде чем организовать работу обучающихся, сначала нужно продумать все до мелочей. Спроектировать разные модели урока, разные виды деятельности. Это нелегкий труд. Современные школьники уже не хотят просто слушать учителя и на традиционных уроках им скучно.Занять всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью - вот главная задача педагога по новым стандартам образования. Для достижения этой задачи педагог должен постоянно самосовершенствоваться и искать новые методы работы.
С уважением С.А. Багрянцева.
С.А. Багрянцева