Программой «От рождения до школы» предусмотрено осуществление мониторинговых процедур и систематического отслеживания результатов учебно – воспитательной работы.
Каждый педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о том, в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Промежуточная оценка (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей; - это результаты мониторинга.
Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровней развития интегративных качеств детей старшей группы осуществляется 2 раза в год (сентябрь, май) с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в пособиях «Результаты итогового мониторинга образовательного процесса» и «Результаты итогового мониторинга детского развития» под редакцией Верещагиной Н.А.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, т.е. оперативно осуществлять психолого – методическую поддержку педагогов. Результаты мониторинга оформляются в виде сводных таблиц.
Аналогично планируются мониторинговые мероприятия по выявлению уровня математического развития детей в соответствии с программой. В своем исследовании мы составили примерные диагностические задания для детей старшей группы с целью выявления уровня сформированности у них математических представлений по программе «От рождения до школы». Эта деятельность осуществлялась нами по окончании учебного года в рамках следующих направлений:
- выделять параметры величины протяжённых предметов;
- использовать способы сравнения объектов по величине в практической деятельности с наглядным материалом;
- оперировать числами и цифрами в пределах 5;
- использовать счётные навыки;
- устанавливать количественные отношения в пределах известных чисел;
- различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и их
- свойства (углы, стороны);
- классифицировать предметы по заданному признаку;
- определять расположение предметов относительно друг друга и направления движения от себя или из заданной точки;
- использовать временные ориентировки в частях суток, днях недели, временах года, определять их последовательность.
Для осуществления диагностики усвоения математических представлений можно рекомендовать следующие теоретические и практические задания и упражнения, которые мы использовали в своем исследовании.
Количественные представления:
- Проверка навыков счета в пределах 10: «Покажи столько же» - дети находят карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показал педагог. «Найдите столько игрушек, сколько кружков на карточке», «Кто быстрее найдет, каких игрушек у нас 6 (7, 8, 9, 10)?»
- Создать множество из элементов (например, геометрических фигур); разделить его на подмножества по различным основаниям (по цвету, форме, размеру);
- Сопоставить совокупность предметов с ее частью: «Кого больше: серых зайчиков или серых и белых зайчиков вместе?»
- Задания на уравнивание совокупностей. («Принеси столько чашек, чтобы всем куклам хватило и не осталось лишних» и т. п.)
- Пересчитать предложенный ряд предметов по порядку до 10 и ответить на вопросы: на котором месте по счету стоит ежик? На котором месте по счету находится мяч? И т.д. Какая игрушка стоит на втором месте (пятом) и т.д.? («Синим карандашом раскрасьте второй, седьмой и восьмой кружки»)
- Построить числовую лесенку от 1 до 5 и шагать по ней сверху вниз, а потом снизу вверх (проверка способа получения последующего числа (n + 1) и каждого предыдущего числа (n— 1).
- Предложить узнать в игре «что изменилось?», используя порядковый счет в разных направлениях (слева направо и справа налево).
- Сопоставление совокупностей предметов разных размеров: каких яблок больше - маленьких или больших?
- Сопоставление совокупностей предметов, расположенных на разном расстоянии друг от друга: каких цветков больше - ноготков или ромашек?
- Проверка навыков счета с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию):
- считают количество громких и тихих звуков с разными интервалами,
- разнообразные движения,
- предметы, нанизанные на проволоку, зашитые в мешочек,
- нашитые на карточку (считают, спрятав их за спину) и т. д.
- считают звуки (когда источник звука отделен ширмой),
- предметы по осязанию с открытыми глазами и закрытыми глазами,
- сравнивают полученные числа,
- отсчитывают предметы по заданному числу и образцу,
- запоминают числа и качественные признаки предметов (отсчитать 3 красных и 8 зеленых карандашей, сосчитать, сколько окон в комнате и сколько дверей, и т.п.).
- Проверка знания состава чисел из единиц: разложи 5 кружков на двух полосках разными способами. Упражнение «Составь число правильно»: ребенку предлагают составить число с помощью предметов – «Определите, каким числом можно обозначить количество кругов на карточке. Составьте это число с помощью карандашей разного цвета (карточек с изображением предметов одежды, обуви)»
- Задание «Составь целое по его части» (в концерте находится по одной второй, одной четвертой части какой-либо геометрической фигуры). Ребенку предлагают составить целую геометрическую фигуру из её части. Выбрав недостающие из конверта. Предлагается рассказать какие фигуры получились? Из каких частей они составлены? Как можно назвать каждую часть фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвертая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое?
Представления о величине:
- Задания на развитие глазомера:
- найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец;
- подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и др.
- Проверка знания ребенком свойства транзитивности: «Чья коробочка?» - «У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше утенка, утенок больше цыпленка. Какая коробка утенка? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку цыпленка?»
- Проверка знаний о свойствах упорядоченного ряда в упражнениях:
- достроить ряд,
- построить его от промежуточного элемента,
- нарисовать ряд до и после его упорядочивания,
- найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду,
- вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы,
- преобразовать восходящий ряд в нисходящий и наоборот,
- найти соответствие между несколькими рядами,
- составить ряд из парных элементов и т.д.
- Задания: показать, какого размера тот или иной предмет, например какой высоты забор, ворота, детский столик; назвать предметы, которые больше, меньше (длиннее, короче) образца или равны ему; или просто сказать, какой величины карандаш, чашка, мяч, сравнив их с теми, которые видели раньше; назвать 2 предмета, про один из которых можно сказать, что он длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже) другого.
- Упражнения для проверки практического умения измерять:
- измерить полоски меркой и выбрать равные по длине и ширине для плетения ковриков;
- измерив ленту, разделить ее на равные части, чтобы хватило всем девочкам в группе;
- отмерить нужное количество воды для полива растений, корма для рыбок и т. д.
Представления о форме:
- Задание – построить геометрическую фигуру из палочек разной длины:
- построй фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) разные по величине;
- построй треугольники с разными по длине сторонами;
- построй трапецию;
- как получить из прямоугольника трапецию: переложить одну палочку, чтобы получилась другая фигура.
- Задания на группировку фигур и проверку знаний признаков разных геометрических фигур:
- «Найдите, какая фигура в ряду лишняя, какую ошибку сделали при подборе фигур». (Среди 6 треугольников, расположенных в ряд, помещен 1 четырехугольник и т. п.);
- «какой фигуры не хватает?» (Треугольники, фигуры овальной формы, прямоугольники 3—4 размеров распределены по рядам, в каждом ряду фигуры одной разновидности расположены в порядке убывающего или возрастающего размера, в последнем ряду 1 фигуры не хватает.) Дети должны последовательно рассмотреть каждый ряд, назвать, какие фигуры нарисованы, какого они цвета, размера, и решить, какой фигуры недостает в третьем ряду.
- Задания на нахождение признаков отличия:
- Используют парные таблицы, на которых изображены круги и фигуры овальной формы, треугольники и четырехугольники. (Фигуры представлены 2—3 размеров и цветов.) Существенные признаки отличия замаскированы несущественными (размер, цвет), от них дети должны отвлечься, чтобы найти правильный ответ. Для этого воспитатель предлагает внимательно рассмотреть сначала все 5—6 фигур левой стороны, а затем — правой и найти, чем все фигуры, нарисованные слева, отличаются от всех фигур, нарисованных справа.
- определите, какую форму имеет окно, крышка коробки, стенка шкафа, косынка; назвать предметы или части предметов, имеющие форму треугольника и т. п.
- Проверка умения делить сложную форму предмета на ряд однородных элементов заданной формы, расположенных в разных пространственных отношениях:
- выложить изображения по полному образцу;
- выложить изображение по полному образцу с предварительным отбором необходимого количества однородных фигур;
- выложить изображение по контурному образцу без предварительного отбора фигур;
- выложить изображение по контурному образцу с предварительным отбором необходимого количества фигур.
Материал: коробка с несколькими отделениями. В первом отделении лежат треугольники, во втором — трапеции, в третьем — прямоугольники. Даны два вида изображения предметов: контурное и полное, где показано количество и размещение частей. Расчлененный образец выполнен на одной стороне листа, нерасчлененный — на другой.
Пространственные представления:
- Игровое упражнение для проверки умения ориентироваться «от себя» «Угадай, что где находится!».
- Игровое упражнение для проверки умения ориентироваться по отношению «к себе» «Найди пару» (карточки с одинаковыми предметами, но по разному расположенными в ряд).
- Игровое упражнение для проверки умения определять пространственные отношения между предметами «Разложи как на образце».
- «Составь узор по образцу» (1 вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе. 2 вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается);
- «Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).
- Игровое упражнение на проверку умения ориентироваться на плоскости: ребенку предлагается рассказать об узоре на листе бумаги (какой предмет, на каком месте) Затем можно предложить выбрать понравившийся орнамент из нескольких и описать его, не показывая.
- Игровое упражнение «Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, лицом друг к другу, напротив друг друга») и др.
Представления о времени:
- Игровое упражнение «Сутки стройся» (разложить картинки так, чтобы получились сутки).
- Упражнения с тремя картинками, на одной из которых изображено некоторое событие. Карточка с событием кладется в определенное место («сегодня» – в середину, «завтра» - справа, «вчера» - слева) и выясняется «Когда это происходит?» или дается задание «Положи карточку так, чтобы событие произошло «завтра».
- Игровое упражнение «Выложи неделю» (использовать листки календаря с условными обозначениями дней недели).
Словесное упражнение «Назови соседей дня недели».
|