Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.
Предварительное знакомство с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) сразу же погружает нас в новые требования, суть которых – дифференциация этих требований к результатам обучения: метапредметные, предметные и личностные результаты.
Чтобы их достичь, необходимо построить в едином формате работу всех педагогов предметников, опираясь на универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные, которые есть совокупность способов действий ученика, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Необходимо чётко различать:
- Регулятивные (учебно-управленческие или учебно-организационные) умения, которые обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
- Учебно-информационные (коммуникативные) умения – это умения обеспечивающие нахождение (или генерацию), прием, переработку, использование и передачу информации для решения учебных задач, а также
- «умения работать с письменными текстами»,
- «умения работать с устными текстами»,
- «умения работать с реальными объектами как источниками информации».
- Учебно-логические (познавательные) умения – это общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания, процесса постановки и решения учебных задач.
Работающему активно учителю ясно и понятно, что УМЕНИЯ закладываются в начальной школе, интенсивно развиваются в основной, широко используются и продолжают развиваться в старшей школе и играют решающую роль в формировании личности учащегося.
Но самое важное - не только грамотно сформулировать цели и задачи урока, но последовательно реализовать, осуществляя деятельностный подход (новый, но до боли знакомый термин нового Стандарта!) в обучении, исходя из дифференциации требований к результатам
В зависимости от учебных планов ОУ в некоторых школах на изучение географии отводится два недельных урока, в других – по одному уроку, второй час – на региональный компонент (краеведение).
Преподавание должно осуществляться по примерным программам по географии для общеобразовательных учреждений в зависимости от издательства и авторских коллективов (линии учебников, по которым работает ОУ).
В соответствии с линейным принципом построения содержания географического образования учебный материал постепенно усложняется по годам обучения, в нем исключены повторы, и он имеет относительную завершенность на каждом этапе образования.
Актуальное значение в условиях освоения обновленного содержания учебных программ, оптимизации образовательного процесса и разгрузки учащихся имеют межпредметные связи, которые необходимо учитывать в процессе преподавания географии. При подготовке к урокам рекомендуем ознакомиться с содержанием учебных программ по другим учебным предметам соответствующих классов.
По предмету «География» программой проведение контрольных работ не предусмотрено, имеют место только практические работы, зачётные работы и проверочные тесты.
Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании. Речь идёт о методике, направленной на формирование умений школьников
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Выполнение этих работ во многом способствует формированию личностных качеств школьников, которые проявляются в применении полученных знаний и умений, а также в выборе источников географической информации, извлечении из них необходимых сведений, в правильной оценке важнейших событий международной жизни, геоэкологических ситуаций. Деятельностный подход предполагает широкое применение в учебном процессе частично-поискового, исследовательского методов в рамках современных педагогических технологий – учебных дискуссий, модульного и проблемного обучения, учебных проектов, самоорганизации и контроля собственной деятельности.
Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению. Внимательное прочтение программы поможет учителю спланировать свою деятельность по формированию у школьников основных видов деятельности (на уровне учебных действий).
Содержание практической деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время очень разнообразно. Однако администрация образовательных учреждений часто требует строгой регламентации деятельности учителя, фиксации выполнения всех программных практических работ колонкой отметок в классных журналах. Необходимо отметить, что эти требования унаследованы от советской школы, когда действия педагогов строго регламентировались, а программные практические работы были нормированы.
В соответствии с Законом об образовании учителя выбирают программу, учебник, технологии обучения, строят учебный процесс согласно требованиям образовательного стандарта и своего методического мастерства. В Примерной программе в содержании двух больших разделов «География Земли» и «География России» отсутствует традиционная рубрика «Практические работы». Однако внимательное прочтение текста программы убеждает учителя, что формулировка, направленная на практическую деятельность учащихся, присутствует в тексте многих разделов и тем. Деятельность формируется в неразрывной связи с формированием знаний. Например, в программе курса «География Земли» (5, 6 классы) в разделе «Природа Земли и человек» в тему «Рельеф Земли» включен вопрос «Описание рельефа территории по карте»; при изучении темы «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» необходимо организовать наблюдения за погодой, научить измерять элементы погоды с помощью приборов, строить графики изменения температуры и облачности, розы ветров и т. д. В содержании темы «Воды суши» представлено требование к практической деятельности: «Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек».
В содержание раздела «Материки, океаны и страны» включена практическая работа — «Комплексная географическая характеристика страны (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры».
Такой же подход характерен для содержания курса «География России»: «Определение поясного времени для разных городов России»; «Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов»; «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых». Примерно такие же формулировки основных видов деятельности содержатся и в рубрике примерного тематического планирования.
Таким образом, традиционная рубрика «Практическая работа» из программы исчезла и перешла в содержание. Примерная программа призвана не столько регламентировать деятельность учителя, сколько обеспечивать возможность вариативной реализации содержания образования. Примерные программы носят ориентирующий и некатегоричный характер.
Учителю при планировании системы практических работ целесообразно выделять специальные уроки, уроки-практикумы. Они ориентированы на обучение приемам и способам практической деятельности, на совершенствование и закрепление умений, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными учебными действиями. Обучение практической деятельности на уроках может осуществляться как в ходе изучения нового материала и его закреплении, так и на этапе проверки и контроля. Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися.
Для проведения практической работы не всегда целесообразно выделять целый урок, поскольку процесс усвоения умений происходит неразрывно со знаниями, в тесном единстве содержательной и процессуальной сторон учения. Для обучающих и тренировочных работ, как правило, отводится от 5 до 10 минут учебного времени, а на проведение итоговой работы — от 15 до 20 минут.
Результаты выполнения заданий на уроках-практикумах могут иметь различные формы: построение схем, графиков, обозначение на контурной карте, простейшие рисунки, ответы на вопросы учебника, результаты анализа статистических таблиц.
|
На: Сообщение о внедрении ФГОС ООО в географическом образовании
Слово "сообщение" писать не надо, оно уже отражено в названии рубрики.
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!
На: Сообщение о внедрении ФГОС ООО в географическом образовании
С практическими работами,о которых идет речь,я согласна дети в праве выбирать.
ЗолотО