Submitted by Любовь Петровна Тимушкина on вс, 05/10/2014 - 16:41
Тема: УРОК ЗДОРОВЬЯ
Цель: создание педагогических условий для формирования у учащихся знаний о ценности здоровья и бережного отношения к нему, навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки.
Задачи:
Формировать у детей представление о различных изменениях, которые происходят в их организме.
Выяснить в какой период жизни необходимо начинать заботиться о здоровье.
Формировать первоначальные представления о правильной линии поведения.
Сформулировать простейшие правила здорового образа жизни.
Заинтересовать детей проблемой здоровьесбережения.
Оборудование:
1. Дидактическая игра "Узнай меня!" (фото людей в разные периоды жизни). 2.Дидактическая игра "Глаза - зеркало души" (фото глаз людей в разные периоды жизни). 3.Дидактическая игра "Я расту!" (иллюстрации контура кисти руки и ступни человека в разные периоды жизни).
4. Картинки, иллюстрирующие правильную линию поведения и неправильную.
5. Маркер, клей-карандаш, лист формата А-3 для каждой группы.
Обеспечение усвоения новых знаний и формирования умений применять их в ходе своей деятельности.
Групповая творческая работа с наглядным материалом. Классификационный метод, метод сравнения.
Создание свода правил по сохранению здоровья.
6. Рефлексия. /2 мин./
Выявление уровня осознания содержания пройденного, значимости изученного материала для каждого ребёнка.
Метод рефлексии.
Для учащихся: оценка своей активности и качества работы.
Для учителя: сформированность у учащихся навыка самооценки.
Ход занятия
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I
Актуализация знаний, формулирование темы занятия
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята!
- Какое сообщение я вам отправила этими словами?
- Кому вы говорите эти слова?
- Почему?
- А является ли это традицией - при встрече говорить "здравствуйте"?
- Как вы думаете, почему именно здоровья желаем мы всем тем, с кем встречаемся?
- Вот и мы сегодня будем говорить о здоровье.
(на экране появляется слово "здоровье")
- О чьём здоровье каждый из вас больше всего беспокоится, и почему вы так думаете?
- За чьё здоровье вы сможете отвечать?
(на экране появляется слово "Моё")
- Вот мы с вами и сформулировали тему занятия. Назовите её.
- Работать мы будем в группах, поэтому вспомним правила работы в группе:
Слайд 2.
- Пожелали здоровья.
- Всем знакомым.
- Мы хотим, чтобы они были здоровы.
- Да.
- Потому что здоровье - самое главное для человека.
(дети высказывают свои идеи, учитель подводит их к мысли о том, что самым важным для человека является своё здоровье)
- "Моё здоровье"
(дети называют правила работы в группе)
II
Постановка проблемы
1. Создание проблемной ситуации
- Вернёмся к теме нашего занятия - "Моё здоровье". Какие вопросы у вас возникли относительно этой темы.
- Какие из них вы постоянно сейчас называли?
(на доске появляются слова "Когда?", "Как?", "Почему?")
- Итак, мы определили круг вопросов, над которыми мы сегодня поработаем.
- Попытайтесь сформулировать проблему, которую мы будем решать на занятии.
2. Формулирование проблемы, определение плана работы.
Cлайд 3.
- На время занятия наш класс превращается в научную лабораторию, в которой работает 3 отдела (это наши группы), а мы, соответственно становимся научными сотрудниками.
- Я предлагаю вам сначала найти ответ на вопрос "Когда(в какой период жизни) человеку особенно важно заботиться о своём здоровье, почему?", а затем "Как заботиться о своём здоровье?"
Спланируем свою работу!
- Перед вами карточки с основными этапами работы.
Обсудите в группах, в какой последовательности нам работать? На обсуждение 30 секунд.
(появляется общий план работы на слайде)
Слайд 4
1. Когда(в какой период жизни) человеку особенно важно заботиться о своём здоровье, почему? (выдвижение гипотез, исследование, научный совет, открытие)
2. Как заботиться о своём здоровье? (выдвижение гипотез, исследование, научный совет, открытие)
(дети формулируют вопросы)
(выбирают из них наиболее значимые)
- Когда, почему и как надо заботиться о своём здоровье?
(выступление групп, обсуждение, корректировка)
III
Поиск выхода из проблемной ситуации.
1. Выдвижение гипотез
- Итак, выдвигаем гипотезы:
"Когда (в какой период жизни) человеку особенно важно заботиться о своём здоровье, почему?"
На обсуждение 30 секунд.
(Каждой группе выдаётся карточка №1.)
- Время вышло. Слушаем представителей каждой группы.
- Итак, мы выслушали гипотезы выдвигаемые всеми группами. Кто же прав? Чтобы это выяснить проведём исследование.
2. Исследование
- Выполните задание № 2.
1 группа "Узнай меня!"
(Детям выдаётся таблица с фото одних и тех же людей в разные периоды жизни. Им надо определить, кто есть кто, пронумеровав фото.)
Фото младенца
Фото ребенка 7-10 лет
Фото подростка
Фото человека 20 лет
Фото взрослого человека
Фото человека средних лет
2. Группа "Я расту!"
(Детям выдаётся таблица с контурами кисти руки и ступни человека в разные периоды его жизни. Им необходимо сделать вывод о том, когда быстрее (сильнее) увеличиваются контуры кисти и ступни человека)
Контуры кисти руки, ступня младенца обведена на лист бумаги
Контуры кисти руки, ступня младенца обведена на лист бумаги
Ребенка 7-10 лет
Подростка
Юноши
Взрослого человека
Средних лет
3 Группа "Глаза - зеркало души"
(Детям предлагается таблица с фото глаз людей в разные периоды жизни. Ребятам надо определить в какой период жизни человека, можно определить его характер.)
Глаза младенца
Глаза ребенка 7-10 лет
Подростка
Юноши
Взрослого
Средних лет
- Подготовьте выступающих от каждой группы. На работу даётся 3 минуты.
Выступают представители от каждой группы:
"Человеку особенно важно заботиться о своём здоровье в : (называет период жизни), потому, что :.(доказательство)
Открытие знаний.
Слайд 5.
- Открываем научный совет! Слушаем представителей групп, что же они выяснили?
(каждая группа выступает со своими выводами)
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
- Итак, подведем итог работы научного совета:
Слайд 9.
- Когда человек, быстрее всего растет и развивается?
- Когда закладывается характер человека?
- Когда закладывается основы здоровья?
- Как же надо относиться к своему здоровью и к самим себе в вашем возрасте?
- Итак, к какому открытию мы пришли?
Слайд 10.
Выступает группа №1:
- С возрастом человек изменяется, потому что растет, развивается, особенно сильно он меняется в детстве, т.к. быстрее всего растет и развивается в детском возрасте.
Выступает группа №2:
- Контуры кисти руки и ступни сильнее (быстрее) увеличиваются в детстве, значит, человек растет сильнее всего (скорее) в детстве с младенчества до 7-10 летнего возраста.
Выступает группа №3:
- Человек с возрастом . изменяется духовно. Это видно по его глазам. Сильнее и быстрее всего это происходит в детстве. По глазам младенца мы не можем определить его характер, а по глазам 7-8 летнего человека хоть и сложно, но уже можно. С возрастом всё легче и легче определить характер и особенности человека. Значит, сильнее всего человек меняется в детском возрасте.
в детстве
в детстве
в детстве
серьёзно
- В детстве человек быстро растет и развивается, поэтому ему необходимо серьезно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, т.к. основы здоровья тоже закладываются в детстве.
ФИЗ. МИНУТКА
V.
Формулирование правил, сохраняющих здоровье.
- На вопрос: "Когда(в какой период жизни) человеку особенно важно заботиться о своём здоровье и почему?" мы ответили.
- Переходим к решению следующего вопроса: "Как заботиться о своём здоровье?"
- Что же надо делать, чтобы сохранить своё здоровье? Ваши гипотезы.
- А теперь найдём общие пункты правил сохраняющих здоровье.
- О чём говорили все ребята?
- Группы, получите задания.
1 группа - Питание (как, чем, когда)
2 группа - Занятия (чем, как, когда)
3 группа - Опасные ситуации (какие и что с ними делать).
(каждая группа получает лист, маркер, клей-карандаш, ножницы, набор картинок и формулирует правила, способствующие сохранению здоровья)
На работу 7 минут.
Слайд 11.
- Итак, слушаем и обсуждаем результаты работы.
(дети говорят, что надо правильно питаться, закаляться и т.п.)
- О питании, занятиях, опасностях.
Выступление представителей каждой группы, дополнения, обсуждение
VI.
Рефлексия.
Слайд 12.
- Когда же надо начинать заботиться о своём здоровье и выполнять те правила, которые вы сегодня вывели для себя и почему?
- А теперь, каждый из вас сделает свой выбор:
- Если вы бережно будете относиться к своему здоровью и выполнять правила, способствующие сохранению здоровья - вы показываете зелёный цвет "светофора", если нет - красный.
- Обоснуйте свой выбор.
- Молодцы! Я надеялась на то, что вы выберете верную линию поведения, а именно - здоровый и правильный образ жизни, и начнёте этим заниматься сразу, после нашего занятия.
- И в завершении занятия мне хотелось бы узнать, как вы оцениваете свою работу и актуальность данной темы.
(дети с помощью "светофоров" дают оценку своей работе и актуальности темы)
Слайд 13.
С самого раннего детства, потому что в детстве человек быстрее всего растёт, развивается. А значит, и здоровье его закладывается в детстве.