Реализация деятельностного подхода
при обучении географии в условиях введения ФГОС
Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, учителю географии необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми.
Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении практической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющимся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий.
Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника.
Реализация принципа практической направленности обучения географии предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися не только предметных (географических), но и метапредметных планируемых результатов обучения. В школьной географии задача освоения метапредметных результатов решается путем формирования и совершенствования различных видов общеучебных умений (учебно-организационных, учебно-коммуникационных, учебно-логических, учебно-информационных).
Традиционно принцип практической направленности обучения географии реализуется через систему практических работ, которая может реализовываться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.
Сегодня закон об образовании предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отражённых в вариантах программ по предмету. Это означает, что каждый учитель, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных групп обучающихся, разрабатывает свою систему этих работ, ориентированную на выполнение требований образовательного стандарта. Следует обратить внимание учителей, что в примерной программе указаны темы не только итоговых практических работ, но и работ тренировочного характера. Руководствуясь положениями нормативных документов, педагог самостоятельно определяет круг задач для организации практической деятельности школьников (см. Инструктивное письмо по выполнению практической части школьной программы по географии // География в школе. — № 5. — 2005 г.).
Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Учитель должен непрерывно следить за степенью освоения умения и проводить проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями.
2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками.
3. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников. Задания для практических работ могут иметь следующие формы: кратких требований («составьте схему»; «обозначьте на контурной карте»); инструкций и планов действий («используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику государства по плану»); познавательных количественных и качественных задач.
4. Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения: УМК, приборами (компасы, мини-метеостанции), моделями (глобусы) и инструментами (рулетка, нивелир и др.).
5. В выработке умений большое значение имеет система упражнений, сложность которых нарастает постепенно. Нарастание сложности происходит не только в течение года, но и от курса к курсу.
6. Полноценное качественное формирование географических умений школьников невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений, практических работ на местности.
7. В целях становления субъектности обучающихся к процессу практической деятельности следует адаптировать современные педагогические технологии (дифференцированного обучения, проектной деятельности и т. п.).
8. Использовать игровые элементы, творческие задания в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная учителем система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.
|
На: Реализация деятельностного подхода при обучении географии в
Наталья Викторовна! Полезные рекомендации приводите Вы в своём сообщении. Хотелось бы, чтобы коллеги обратили особое внимание на пункты 2, 4, 6, 7. Однако, чтобы коллеги все смогли увидеть Ваше полезное сообщение, его надо прикрепить к нашему Дневнику обучения "Лотос", тогда оно появиться на главной странице дневника.
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!