Система деятельности
классного руководителя по работе
с трудновоспитуемыми детьми
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
«Трудные» дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям.
По отношению к ребёнку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
«Трудные» дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию «трудных» попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердиться.
К «трудным» относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.
Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже «трудный». У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.
Среди причин, порождающих "трудных" детей, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоционального контакта с ребёнком.
Предлагаю вам пройти тест, который позволит каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе с «трудными» детьми.
Тест для классных руководителей.
Отвечать «да» или «нет».
- Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
- Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.
- Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
- Совместно с учителями - предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
- Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
- Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
- Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
- Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
- Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
- Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
- Обучаю детей методам самовоспитания.
- Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.
- Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.
- Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.
- В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
- Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тотчас, и только потом, без раздражения, высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
- Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
- Не ставлю на ребенке крест.
- Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
- Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
- Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
- Умею смотреть на вещи глазами ребёнка.
- Общаясь с ребёнком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Подведение результатов:
От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.
От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.
Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.
Итак, каждый из вас определил, насколько рассматриваемая сегодня проблема актуальна и важна. Необходимым условием эффективности воспитательно – профилактической работы является ее систематичность.
В работе с «трудными» детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
«Трудный» младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
Система деятельности классного руководителя по предупреждению отклонений в поведении и перевоспитании учащихся заключается в следующем:
1. Выявить учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.
2. Определить причины отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальные психологические особенности личности у выявленных школьников.
3. Наблюдать за трудновоспитуемыми детьми, фиксировать результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
3. Составить индивидуальный план педагогической коррекции личности.
4. Систематически отслеживать посещаемость занятий трудновоспитуемыми учениками. Своевременно оповещать родителей о пропусках занятий в тот же день.
5. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения, создавать для таких детей «ситуацию успеха».
6. Обучать правильному отношению к неудачам, умению исправлять свои ошибки.
7. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
8. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ПДН.
9. Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).
|