Цель урока: Сформировать у учащихся представление о колебательном движении, изучить свойства и основные характеристики периодических (колебательных) движений. Классифицировать колебания на свободные и вынужденные.
9. Задачи:
- обучающие:создание условий для усвоения учащимися понятия колебательного движения, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения механических колебаний на практике
-развивающие: расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы происходящие в природе, развитие зрительной памяти, смысловой памяти, внимания, умения анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представлений о компьютере, как о средстве обучения.
-воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, самостоятельности, выдвижения гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умение оценивать себя и своих товарищей
Тип урока:комбинированный, урок изучения нового материала, формирование знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике
Формы работы учащихся:индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, проектор, экран, компьютер с выходом в интернет.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Универсальные учебные действия, которые формируются
Демонстрации, лабораторные работы согласно примерной программе основного общего образования (ФГОС)
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Организационный момент
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи
слушают
1
2
Этап подготовки учащихся к активному о сознательному усвоению новых знаний
Регулятивный УУД: определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя
Знакомит с принципами организации урока, определяет ЭОР, настраивает на организованное выполнение задания
слушают
1
3
Актуализация опорных знаний
Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; систематизация и организация информации о механических колебаниях ,свободных и вынужденных колебаниях Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя. Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Проводит фронтальный опрос
Слушают, отвечают на вопросы
3
4
Изучение нового материала
Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач. Регулятивные УУД: принимают учебную задачу; учатся высказывать свои предположения адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.
Демонстрация колебательного движения на примере математического маятника
Понятие механических колебаний, введение новых величин : период, смещение, амплитуда, определение математического маятника, условие возникновений математических колебаний. Графическое представление колебательных движений, параметры колебательных систем, рассматриваются колебания груза, прикреплённого к пружине. Вопросы для закрепления
Объясняет новый материал на основе компьютерных слайды
Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения
1)Просматривают слайды, 2)выполняют исследование с интерактивной моделью, 3)отвечают на вопросы самоконтроля или взаимоконтроля.
15
5
Физкультминутка
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Выполняют упражнения
1
6
Самостоятельность при практической работе
Регулятивные УУД: работают по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
Информационный модуль посвящен теме «Свободные механические колебания» основной школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входят интерактивные анимации «Движение шарика на нити» и «Маятник Максвелла».
Информационный модуль посвящен теме «Период колебаний математического маятника» основной школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная модель «Математический маятник».
3
Самоконтроль знаний с использованием Интернет-ресурсов
Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль контрольного типа
Интерактивные задания
http://fcior.edu.ru/card/14096/izuchenie-kolebaniya-gruza-na-pruzhine.html Практический модуль представляет собой лабораторную работу по теме "Динамика свободных колебаний" для средней школы. Помимо интерактивной модели "Колебания груза на пружине" в модуль входят 7 заданий для закрепления знаний.