Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методы и приемы развития высших психических функций у детей дошкольного возраста. Память.

Фото пользователя Ирина Владимировна Киваева
Submitted by Ирина Владимировна Киваева on чт, 11/06/2009 - 09:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киваева И. В.
Место работы, должность: 
методист МОУ ДПО "Ресурсный центр г. Жигулевска"
Регион: 
Самарская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Методическое пособие поможет воспитателям МДОУ и родителям познакомиться с особенностями развития памяти у дошкольников и подобрать упражнения для ее развития.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

МОУ ДПО «Ресурсный центр г. Жигулевска»

(ул. Интернационалистов, д. 7, тел. 3-15-10).

ТАСО, кабинет №11,

Методист – Киваева Ирина Владимировна

 

 

 

Методы и приемы развития высших психических функций у детей дошкольного возраста.

/методическое пособие для воспитателей МДОУ и родителей/

 

Память

 

 

 

 

Жигулевск 2007 г.

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

  У младшего дошкольника память непроизвольная, образная.

  Ребенок легче запоминает:

ü То, что связано с деятельностью;

ü То, что было интересно, имело эмоциональный характер;

ü То, на что обращено внимание в деятельности.

  Но младший школьник не может:

ü Поставить перед собой цель запомнить что-либо;

ü Применить какие-либо специальные приемы запоминания.

Вместе с тем непроизвольное запоминание может быть очень точным, а то, что запомнилось сохраняется в памяти длительное время.

  В среднем дошкольном возрасте начнет развиваться произвольное запоминание, особенно в ситуации сюжетно-ролевой игры.

  Взрослый должен учить приемам запоминания и припоминания.

 

 

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Напоминаем, что продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста не должна превышать 20 минут!

 

1.      «Вспомни и покажи»

         Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвести движения знакомых объектов (например, машущую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т. д.).

         В этом задании развивается двигательная память, формируется воображение детей.

 

     2. «Добавь слово»

         Проводится в игровой форме с группой ребят. Один ребенок называет какой-либо предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет уже два слова и называет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

         Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объем памяти.

         Это  задание хорошо развивает слуховую память.

 

     3. «Слушаем и рисуем»

         Детям предлагается прослушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нем говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.
А за ней сестра – вторая,

В желтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка –

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

         По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

         Это задание направлено на развитие слуховой памяти и внимания.

 

4.      «Выполни движение»

         Проводится в игровой форме. Ведущий показывает несколько действий, не называя их. Ребенок должен повторить действия в той последовательности, в которой они показаны.

Вариант 1.

1)     руки поднять вверх;

2)     сделать хлопок над головой;

3)     руки развести в стороны;

4)     сделать вращательное движение руками;

5)     руки опустить вниз.

Вариант 2.

1)     руки поднять вперед;

2)     сделать приседание;

3)     исходное положение;

4)     голову повернуть направо;

5)     голову повернуть налево;

6)     голова прямо.

         Данные варианты упражнения развивают внимание, зрительную и двигательную память

         Эту игру можно организовать и провести несколько иначе, сочетая показ упражнений с названием движений. В этом случае мы будем развивать слуховую, зрительную и двигательную память.

         Возможен еще один вариант игры, когда движения не показываются, а только называются. В этом случае ребенок должен помнить, каким образом оно выполняется.

Вариант 1.

1)     голову повернуть налево;

2)     голову повернуть направо;

3)     голова прями;

4)     голову опустить вниз.

Вариант 2.

1)     положить руки на пояс;

2)     сделать наклон влево;

3)     встать прямо;

4)     сделать наклон вправо;

5)     встать прямо, опустить руки.

 

5.      «Бусы»

         Предложите ребенку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.

         Это задание развивает зрительную память, восприятие, внимание.

 

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

 

Слуховая память

Методика «10 слов»

            Ребенку зачитывают 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

            Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

 

Зрительная память

Методика Д. Векслера

            Ребенку предлагается 4 рисунка.

            На каждую из картинок ребенку разрешается

посмотреть в течение 10 секунд. Затем он должен воспроизвести их на чистом листе бумаги.

 

Оценка результатов:

А) Две перекрещенные линии и два флажка – 1 балл;

     Правильно расположенные флажки – 1 балл;

     Правильный угол пересечения линий – 1 балл;

    Максимальная оценка этого задания – 3 балла.

Б) Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями –

    1 балл;

     Две пересекающиеся линии и 4 мелких квадрата – 1 балл;

     Четыре точки в квадратах – 1 балл;

     Точность в пропорциях – 1 балл;

     Максимальная оценка этого задания – 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем – 1 балл;

Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл;

Маленький прямоугольник точно размещен в большом –

1 балл;

Максимальная оценка – 3 балла;

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом            краю – 1 балл;

     Фигура воспроизведена правильно, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла – 1 балл;

     Максимальная оценка – 3 балла.

Максимальный результат – 14 баллов.

   О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат –

9-10 баллов.

 

Образная память

Детям предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые даны в виде таблицы.

Задача детей – после того как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6(и более) правильных ответов. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.

 

 



Фото пользователя Оксана Сергеевна Белокрылова

На: Методы и приемы развития высших психических функций у детей


Уважаемая Ирина Владимировна, предложенная вами методическая разработка будет интересна не только для воспитателей и психологов, но и для родителей. Развитие памяти - один из необходимых этапов при подготовке ребенка к школе. Простые игры и упражнения помогут сформировать у детей  важные умения и приемы  запоминания, и воспроизведения информации.




Фото пользователя Светлана Викторовна Кривич

На: Методы и приемы развития высших психических функций у детей


Ирина Владимировна, ваша методическая разработка по развитию памяти у детей дошкольников очень интересна. Если бы все психологи и педагоги таким образом готовили детей к школе, а не занимались бы дублированием школьной программы 1 класса, дети  приходили бы к нам  не только с хорошей памятью, но и прекрасным воображением и речью.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн