Методы и приемы развития высших психических функций у детей дошкольного возраста.
/методическое пособие для воспитателей МДОУ и родителей/
Память
Жигулевск 2007 г.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
У младшего дошкольника память непроизвольная, образная.
Ребенок легче запоминает:
ü То, что связано с деятельностью;
ü То, что было интересно, имело эмоциональный характер;
ü То, на что обращено внимание в деятельности.
Но младший школьник не может:
ü Поставить перед собой цель запомнить что-либо;
ü Применить какие-либо специальные приемы запоминания.
Вместе с тем непроизвольное запоминание может быть очень точным, а то, что запомнилось сохраняется в памяти длительное время.
В среднем дошкольном возрасте начнет развиваться произвольное запоминание, особенно в ситуации сюжетно-ролевой игры.
Взрослый должен учить приемам запоминания и припоминания.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Напоминаем, что продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста не должна превышать 20 минут!
1.«Вспомни и покажи»
Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвести движения знакомых объектов (например, машущую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного петуха и т. д.).
В этом задании развивается двигательная память, формируется воображение детей.
2. «Добавь слово»
Проводится в игровой форме с группой ребят. Один ребенок называет какой-либо предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет уже два слова и называет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объем памяти.
Это задание хорошо развивает слуховую память.
3. «Слушаем и рисуем»
Детям предлагается прослушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нем говорится.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
А за ней сестра – вторая,
В желтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка –
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.
Это задание направлено на развитие слуховой памяти и внимания.
4.«Выполни движение»
Проводится в игровой форме. Ведущий показывает несколько действий, не называя их. Ребенок должен повторить действия в той последовательности, в которой они показаны.
Вариант 1.
1)руки поднять вверх;
2)сделать хлопок над головой;
3)руки развести в стороны;
4)сделать вращательное движение руками;
5)руки опустить вниз.
Вариант 2.
1)руки поднять вперед;
2)сделать приседание;
3)исходное положение;
4)голову повернуть направо;
5)голову повернуть налево;
6)голова прямо.
Данные варианты упражнения развивают внимание, зрительную и двигательную память
Эту игру можно организовать и провести несколько иначе, сочетая показ упражнений с названием движений. В этом случае мы будем развивать слуховую, зрительную и двигательную память.
Возможен еще один вариант игры, когда движения не показываются, а только называются. В этом случае ребенок должен помнить, каким образом оно выполняется.
Вариант 1.
1)голову повернуть налево;
2)голову повернуть направо;
3)голова прями;
4)голову опустить вниз.
Вариант 2.
1)положить руки на пояс;
2)сделать наклон влево;
3)встать прямо;
4)сделать наклон вправо;
5)встать прямо, опустить руки.
5.«Бусы»
Предложите ребенку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.
Это задание развивает зрительную память, восприятие, внимание.
Воспроизведение 5-6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.
Зрительная память
Методика Д. Векслера
Ребенку предлагается 4 рисунка.
На каждую из картинок ребенку разрешается
посмотреть в течение 10 секунд. Затем он должен воспроизвести их на чистом листе бумаги.
Оценка результатов:
А) Две перекрещенные линии и два флажка – 1 балл;
Правильно расположенные флажки – 1 балл;
Правильный угол пересечения линий – 1 балл;
Максимальная оценка этого задания – 3 балла.
Б) Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями –
1 балл;
Две пересекающиеся линии и 4 мелких квадрата – 1 балл;
Четыре точки в квадратах – 1 балл;
Точность в пропорциях – 1 балл;
Максимальная оценка этого задания – 3 балла.
В) Большой прямоугольник с маленьким в нем – 1 балл;
Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл;
Маленький прямоугольник точно размещен в большом –
1 балл;
Максимальная оценка – 3 балла;
Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю – 1 балл;
Фигура воспроизведена правильно, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла – 1 балл;
Максимальная оценка – 3 балла.
Максимальный результат – 14 баллов.
О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат –
9-10 баллов.
Образная память
Детям предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые даны в виде таблицы.
Задача детей – после того как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.
Оценка результатовтестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6(и более) правильных ответов. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.
Уважаемая Ирина Владимировна, предложенная вами методическая разработка будет интересна не только для воспитателей и психологов, но и для родителей. Развитие памяти - один из необходимых этапов при подготовке ребенка к школе. Простые игры и упражнения помогут сформировать у детей важные умения и приемы запоминания, и воспроизведения информации.
Ирина Владимировна, ваша методическая разработка по развитию памяти у детей дошкольников очень интересна. Если бы все психологи и педагоги таким образом готовили детей к школе, а не занимались бы дублированием школьной программы 1 класса, дети приходили бы к нам не только с хорошей памятью, но и прекрасным воображением и речью.
На: Методы и приемы развития высших психических функций у детей
Уважаемая Ирина Владимировна, предложенная вами методическая разработка будет интересна не только для воспитателей и психологов, но и для родителей. Развитие памяти - один из необходимых этапов при подготовке ребенка к школе. Простые игры и упражнения помогут сформировать у детей важные умения и приемы запоминания, и воспроизведения информации.
На: Методы и приемы развития высших психических функций у детей
Ирина Владимировна, ваша методическая разработка по развитию памяти у детей дошкольников очень интересна. Если бы все психологи и педагоги таким образом готовили детей к школе, а не занимались бы дублированием школьной программы 1 класса, дети приходили бы к нам не только с хорошей памятью, но и прекрасным воображением и речью.