Submitted by Сергей Владимирович Хламов on Fri, 19/09/2014 - 21:40
План урока.
«Я слышу – я забываю,
я вижу - я запоминаю,
я делаю – я усваиваю»
(Китайская мудрость)
Тема: «Правила пожарной безопасности в школе и дома»
Форма урока: урок освоения новых знаний.
Типурока: урок открытия новых знаний, закрепление умений и навыков.
Цели урока:
Деятельностные: Совершенствование знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности, создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы, умение сопоставлять и делать выводы, формировать способность к самостоятельному построению новых способов действий в условиях чрезвычайной ситуации.
Содержательные: Формировать умение «вживаться» в новые для себя роли: участника эвакуации и ликвидатора пожара; составлять алгоритм действия- экстренной эвакуации по сигналу пожарной тревоги, развивать информационную компетентность обучающихся, умение извлекать информацию и обрабатывать её, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать познавательную активность, воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, ответственности, гордости за героев-спасателей МЧС.
Оборудование: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс А.Т.Смирнов- Просвещение,2011; компьютер, мультимедийная установка, плакаты, презентация к уроку, огнетушители: ОХП, ОУ-2, ОП-2; чистые хлопчатобумажные салфетки (по числу обучающихся для эвакуации в условиях задымления), вода, противогазы (ГП-5, ГП-7, общевойсковой).
Ход урока:
1. Мотивация к деятельности (включение в деловой ритм). Знакомство с темой урока.
Фронтальный опрос:
Какие службы обеспечивают безопасность в нашей стране?
Знаешь ли ты, где в твоем селе находится пожарная часть?
2. На улице столбом, в избе скатертью (дым)
3. Мала, да зла и чуть свечу, а как упаду – много горя принесу (искра)
4. Серое сукно тянется в окно (дым)
5. Жевать – не жую, а все поедаю (огонь)
6. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)
Вопрос: если вы отгадали все эти загадки, то легко отгадаете следующую и скажите, какую мы сегодня будем изучать тему?
Красненький петушок по улице бежит, где пройдет, остается уголек (пожар)
(Слайд №1)
2. Постановка учебной задачи.
1. Причины, поражающие факторы и последствия пожаров.
2. Первичные средства пожаротушения.
3. Правила безопасного поведения в доме, способы эвакуации из горящего здания.
4. МЧС всегда поможет.
3. Актуализация и пробное учебное действие.
Причины, поражающие факторы и последствия пожаров.
Подарив людям огонь, Прометей подарил им возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно осваивает проблему пожароопасности, так и не добившись ее абсолютного решения. Пожары возникают везде – на предприятиях, на транспорте, в лесах, под землей, в жилых домах и общественных зданиях. (Слайд №2)
а) Основными причинами возникновения пожаров в доме являются следующие факторы: (Слайд №3)
• неосторожное обращение с огнем;
• нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;
• нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
• утечка бытового газа;
• беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
детская шалость. (Слайд №4)
!!! Обратите особое внимание на опасность, которую представляют собой хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.
б) поражающие факторы пожара: Открытый огонь: опасны лучистые потоки, испускаемые пламенем уже через 30 секунд после возникновения пожара. Температура среды: опасно вдыхание горячего воздуха (поражение верхних дыхательных путей, удушье и смерть) и ожоги кожи. Токсичные продукты горения: опасна окись углерода, а также продукты горения, выделяющиеся из синтетических и полимерных материалов. Нарушается координация движения, наступает кислородное голодание, приводящее к остановке дыхания и смерти. Потеря видимости вследствие задымления: эвакуация затрудняется или становиться невозможной, при возникновении паники. Понижение концентрации кислорода: опасно уменьшение концентрации кислорода в воздухе при сгорании различных веществ и материалов. Понижение содержания кислорода на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма. (Слайд №5)
в) последствия:
За 6 месяцев 2012 года в РФ произошло 80 234 пожара, при которых погибли 6 124 человека и получили травмы 6 505 человек. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 6 576 231 000 рублей,
в том числе из-за шалости детей с огнем – 1 351 пожар, прямой материальный ущерб – 31 235 000 рублей.
За год на территории Саратовской области зарегистрировано 2530 пожаров, материальный ущерб от них составил 86 млн. руб. Погибло -220 чел., в том числе 17 детей. (Слайд №6)
В феврале 1999 года случился пожар в административном здании Управления внутренних дел г. Самары. Тогда 67 человек погибли, более 200 пострадали, 20 пропали без вести. Указать причины:
(Слайд №7)
вызов пожарным поступил только через 22 мин.;
эвакуационные выходы были заблокированы решётками;
пути эвакуации были отделаны горючим материалом (ДСП);
недостаточная подготовка личного состава в области пожарной безопасности (попытки защититься от дыма с помощью фильтрующего противогаза);
подъезды к зданию заблокированы стоящими автомобилями;
в здании в течение 1 часа с начала пожара не было отключено
электричество.
При возникновении пожара нужно быть готовым ко всему, потому что успешная эвакуация из здания и ваша жизнь будет зависеть от ваших правильных действий.
Физкультурная пауза — ситуационная задача №1:
«В кабинете ОБЖ произошёл пожар. Класс заполнен дымом, трудно дышать, видимость ограничена. Вам необходимо провести экстренную эвакуацию из класса до двери главного входа. Ваши действия».
Обучающиеся должны, соблюдая правила экстренной эвакуации (используя влажные хлопчатобумажные салфетки) быстро покинуть классное помещение, следуя до ближайшего эвакуационного выхода. Учитель наблюдает и по окончании пробной эвакуации просит ребят проанализировать их действия. Проводится совместный анализ возможных ошибок.
4.Проблемное объяснение нового материала.
Первичные средства пожаротушения.(Слайд №8)
а) Условия, необходимые для горения - треугольник огня:
горючее вещество + окислитель (воздух) + температура воспламенения
Вопрос: что нужно сделать для того чтобы огонь погас?
Огнетушители углекислотные (ОУ-2) используются для тушения возгораний различных веществ, горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.
Для приведения в действие огнетушителя марки ОУ-2 следует:
(Слайд № 10, № 11)
-сорвать пломбу, выдернуть чеку;
-направить раструб на пламя;
-нажать рычаг.
При тушении пожара огнетушителем такой марки нельзя:
- держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать;
-прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до -60 или -70°С;
при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, подводить раструб ближе, чем на 1 м к электроустановке и пламени.
(Слайд № 12)
Огнетушители порошковые (ОП-2) используются для тушения различных горючих веществ, в отличие от огнетушителей марки ОУ порошковыми огнетушителями можно тушить твёрдые горючие вещества.
ОП-2 приводится в действие также как и огнетушитель ОУ-2, только на очаг возгорания направляется не раструб, а сопло.
При тушении пожара огнетушителем марки ОП в помещениях необходимо учитывать:
возможность разряда статического электричества;
образование высокой запыленности и снижение видимости очага пожара в результате образования порошкового облака;
возможность порчи компьютерной техники.
Отработка на практике навыков подготовки огнетушителей марки ОУ и ОП к действию.
Имитация работы с огнетушителями при условном возникновении пожара.
5.Первичное закрепление
Правила безопасного поведения в доме, способы эвакуации из горящего здания.
(Слайд №13)
а) Мы с вами разобрали основные причины возникновения пожаров, узнали как и чем их тушить.
На основании этого сделайте выводы, какие необходимо принять меры по обеспечению пожарной безопасности в доме, школе, на улице и в лесу. (Чем больше учащиеся сформулируют ответов, тем полнее удастся им обозначить основные правила пожарной безопасности):
• не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.);
• пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;
• не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.);
• не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.);
• не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;
• соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т.п.);
• не украшать новогоднюю елку игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни.
б) Как должен вести себя человек, если в его доме (квартире) начался пожар? (Слайд № 14)
1. Попытаться потушить возгорание подручными или специальными средствами. Накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.
2. Не бояться позвать на помощь взрослых, даже если вы являетесь виновником пожара;
3. Если не удалось потушить, то немедленно покинуть помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики).
4. Если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану по телефону - 01,
2-52-00 (местная пожарная команда), по сотовому -112.
5. Сообщить точный адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона.
Работа с учебником
В учебнике на стр.27 найдите информацию, которую вы должны сообщить в пожарную часть при возникновении пожара.
Особое внимание необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:
не прятаться в шкафы, под кровати и другие места; ПОЧЕМУ?
• открывать окна, двери, форточки, разбивать стекла в окнах; ПОЧЕМУ?
• тушить водой электрические приборы (вода хорошо проводит электричество); ПОЧЕМУ?
• пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен); ПОЧЕМУ?
• использовать лифт; ПОЧЕМУ?
• спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно;
ПОЧЕМУ?
• открывать двери, окна и выпрыгивать из них (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).
ПОЧЕМУ?
При эвакуации:
Защитить глаза и органы дыхания. КАК?
Накрыться плотной влажной тканью и двигаться пригнувшись
или ползком. ДЛЯ ЧЕГО?
Не входить туда, где большая концентрация дыма. ПОЧЕМУ?
Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь.
ПОЧЕМУ?
Теперь мы можем проанализировать наши действия при эвакуации и
отметить ошибки, которые допустили при этом.
Возможные ошибки (указывают сами дети):
-передвижение не в положении пригнувшись;
-не защищены глаза и органы дыхания;
-передвижение без ориентиров;
-беспорядочный выход;
-классная дверь оставлена не закрытой;
-нет взаимопомощи.
МЧС всегда поможет.
(Слайд № 15)
МЧС — федеральный орган по обеспечению безопасности населения при различных опасных ситуациях.
Государственная противопожарная служба входит в структуру МЧС.
Заключены соглашения о совместной охране лесов в 5 -километровой зоне вдоль границ со странами: США, Канада, Германия, КНР, Монголия, Финляндия.
Тушение пожаров в Израиле — 2 самолёта ИЛ-76, самолёт амфибия БЕ-200.
Тушение пожаров в Греции — 6 вертолётов с водоналивными контейнерами, 60 человек спасателей.
Самооценка детьми своей работы. (Личностный результат УУД: способность к самооценке).
Сумеешь ли ты воспользоваться огнетушителем, если возникнет пожар?
А кто был настоящим спасателем?
Какие интересные факты о работе сотрудников МЧС ты узнал?
6. Рефлексия деятельности.
Ситуационное задание:
В здании школы начался пожар. Назовите его признаки. Звучит сигнал эвакуации. Коридор задымлён, видимость ограничена. Главный выход заблокирован огнём. Что делать?
Карточки (Приложение 2)
Возник пожар - звони 01-(В)
В комнате много дыма - ползи к выходу - (Г).
На тебе горит одежда - падай на землю, катайся - (Д).
Задымился телевизор - отключи, накрой одеялом - (Ж).
Горит старая трава - забросай землей - (Е).
Почувствовал запах газа - открой окно, балкон - (А).
Трудно дышать от едкого дыма - дыши через мокрую тряпку - (Б).
Сегодня на уроке я…
удивился
понял
узнал
научился
Какое у вас было настроение в течение урока?
Д/з: Учебник стр. 24-30.
Выполнить тест по пожарной безопасности (Приложение №3)
Чтобы вы не забывали и выполняли правила пожарной безопасности - 6 класс дарит вам всем буклеты-памятки, которые будут напоминать вам о безопасности. (Приложение 4)
Можно тушить почти все, за исключением электропроводки, горючих жидкостей.
.
2. Снег.
(То же самое.)
3. Песок, земля (даже из цветочных горшков).
Для тушения горящей жидкости, разлитой по полу; отдельных очагов возгорания и электропроводки.
4. Стиральный порошок.
Для засыпки загорания в газовых шлангах, на газовой плите, небольших очагов возгорания в электропроводке и других мелких очагов.
5. Брезент, верхняя одежда.
Для тушения горючих жидкостей, жира, для прекращения доступа воздуха к очагу горения.
6. Веники из зеленых веток.
(Для сбивания пламени.)
7. Ведра, лестницы, багры.
Для облегчения и ускорения пожаротушения.
Специальные (табельные) средства.
1. Огнетушители.
Согласно инструкции.
2. Пожарные краны с обозначением «ПК».
(Для подачи воды с помощью пожарных шлангов к очагу пожара.)
3. Пожарные машины.
(Для тушения пожаров.)
Приложение 2.
1) Возник пожар -
2) В комнате много дыма -
3) На тебе горит одежда -
4) Задымился телевизор -
5) Горит сухая трава -
6) Почувствовал запах газа -
7) Трудно дышать -
Выбери соответствующий ответ из предложенных:
А) открой окно, балкон;
Б) дыши через мокрую ткань (носовой платок);
В) звони 01;
Г) ползи к выходу;
Д) падай на землю, катайся;
Е) забросай землёй;
Ж) отключи, накрой одеялом.
Приложение 3
Тест по пожарной безопасности
Фамилия, имя_________________________________________________ 1. Назовите имя героя древнегреческих легенд, принёсшего огонь людям.
• Зевс
• Геракл
• Гера
• Прометей 2. Что не является причиной пожара?
• Детские шалости с огнем
• Оставленный включенным утюг
• Горячая вода
• Неосторожное обращение с открытым огнем
• Сварочные работы
• Непотушенная спичка
• Поджог 3. Что нельзя делать, если в твоем доме что-то загорелось?
• Вызывать пожарную охрану по телефону -01
• Кричать «Пожар»
• Покидать горящее помещение
• Открывать все окна и двери
• Встречать пожарных
• Если огонь небольшой, пробовать затушить 4. Что надо делать при пожарах?
• Распахивать окна и двери в горящем помещении
• Близко подходить к огню
• Поддаваться панике
• Тушить водой включенный телевизор
• Вызывать пожарную охрану 5. Что нельзя делать, если загорелся телевизор?
• Быстро выключать его
• Засыпать песком, землёй, стиральным порошком
• Заливать водой
• Накрывать плотной тканью, покрывалом, ковриком 6. Что нельзя делать при эвакуации из горящего здания?
• Перемещаться по задымленному помещению, пригнувшись или ползком
• Прикрывать рот и нос влажной тканью
• Залезать под кровать
• Накидывать на себя мокрое одеяло 7. Что не является средством тушения пожара?
• Огнетушитель
• Вода
• Песок
• Веник
• Керосин
• Брезентовое покрывало 8 Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
• Водопроводчик
• Пожарный
• Пожарник
• Огнеборец
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. Шершнева Л.И. Фонд национальной и международной безопасности. М.,1994.
Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., «Зеркало», 1995.
Действия населения в чрезвычайных ситуациях. М., МЧС России, 1995.
Журнал «Гражданская защита» 1996.
Основы безопасности жизнедеятельности 5класс.методическое пособие. ФГОС, Латчук В.Н., Миронов С.К., Ульянов М.А.,2014.
Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника/В.П.ситников.-М.:АСТ,1997.
Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Метод. пособие.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.
Школа выживания- Баленко С.В М., 1996.
Школа безопасности. Цвимлюк Г.- М., 1998г.
Жизнь без опасности. Сундуков В.-М., 1999г.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности. –М., 2001г.
Памятка населению о поведении в экстремальных ситуациях. М., ГУВД Мосгорисполкома, 2009г.
Образовательное учреждение, город, район: МОУ «СОШ с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»
Класс: 5 кл.
Предмет: ОБЖ
Тема урока: «Правила пожарной безопасности в школе и дома».
Тип урока: урок открытия новых знаний, закрепление умений и навыков.
Цели урока:
Деятельностные: Совершенствование знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности, создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы, умение сопоставлять и делать выводы, формировать способность к самостоятельному построению новых способов действий в условиях чрезвычайной ситуации.
Содержательные: Формировать умение «вживаться» в новые для себя роли: участника эвакуации и ликвидатора пожара; составлять алгоритм действия- экстренной эвакуации по сигналу пожарной тревоги, развивать информационную компетентность обучающихся, умение извлекать информацию и обрабатывать её, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать познавательную активность, воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, ответственности, гордости за героев-спасателей МЧС.
Оборудование: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5класс,Смирнов А.Т., компьютер, мультимедийная установка, плакаты, презентация к уроку, огнетушители: ОХП, ОУ-2, ОП-2; чистые хлопчатобумажные салфетки (по числу обучающихся, для эвакуации в условиях задымления), вода, противогазы (ГП-5, ГП-7, общевойсковой).
Технология:
Этап урока
Частная задача этапа
Планируемые результаты
Предметные УУД
Средства, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности, методы и формы организации контроля, способы оценивания
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Мотивация к деятельности(включение в деловой ритм).
Создать эмоциональный положительный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.
Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Учебные вопросы
Слайд № 1
Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок
2.
Постановка
учебной задачи
На основе актуализации ранее полученных знаний подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели и раскрытию темы урока
Метапредметные логические:
формирование логических действий анализа объектов.
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и что неизвестно.
Работа с первичными средствами пожаротушения Слайды 2–3.
Организует работу с материалом презентации.
Читает загадки, включает слайды
Ставят цели, формулируют тему урока.
Отгадывают загадки.
Во время физкультминутки выполняют ситуационное задание по экстренной эвакуации.
3.
4.
Актуализация и пробное учебное действие
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической речью. Познавательные: строить высказывания в устной форме.
Как возникают пожары?
«Знаете-не знаете?»
Слайд 4–5
Создаёт проблемную ситуацию по мере показа слайдов.
Участие в диалоге, высказывание по поводу услышанного.
Проблемное
объяснение нового материала
Деконструкция личного опыта благодаря встрече с другим «я».
Познавательные: систематизация, сопоставление, работа с ассоциацией, анализ
Регулятивные:
прогнозирование, рефлексия, оценка.
Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, практическая отработка навыков поведения в экстремальной ситуации
«Знаете-не знаете?»
Статистические данные о пожарах в России, области, районе.
Слайды 6– 7
Создаёт проблемную ситуацию по мере показа слайдов
Побудительная, контактная
деятельность учителя. Управляет общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.
Наблюдают над системой образов, размышляют над информацией, делают анализ
объектов с целью выделения признаков, использование ИКТ