Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организация и проведение подвижной игры на прогулке

Submitted by светлана вячеславовна едренкина on Fri, 19/09/2014 - 14:33

        Ориентация системы образования на разностороннее развитие дошкольников, необходимость подготовки его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях ставят перед педагогами и родителями ряд задач, в том числе и задачу целенаправленного физического воспитания.

Подвижные игры, которые нормализуют нервные процессы, развивают внимание, память, способствуют проявлению инициативы, формируют волевые качества, учат ориентироваться во времени и пространстве, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат являются важнейшим средством физического воспитания.

Игры для детей дошкольного возраста – средство социальной и физиологической адаптации. Они должны вызывать у них живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Игры необходимы для адаптации к возрастающим физиологическим нагрузкам организма ребёнка.

Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

Большое воспитательное значение имеет правильная организация игры. Сюда относится нанесение разметки на игровом поле, проверка расстояний между препятствиями и т. д.

При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности. Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно организовать более активные игры. Однако после деятельности, потребовавшей от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игровые правила.

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда дети занимаются музыкой и физкультурой, но в этом случае игры подбирают с менее активными действиями и проводят их не в начале, в середине прогулки. Все эти игры организуются и проводятся, как правило, под непосредственным педагогическим руководством.

В жаркую погоду целесообразно проводить игры с водой; спортивные упражнения: езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоёма). Зимой катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Подвижная игра стимулирует активную двигательную деятельность детей. Не значительная усталость, вызываемая участием в таких играх, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Каковы же условия организации и проведения подвижных игр в ДОУ?

Условие 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей  детей

С детьми младшего дошкольного возраста после окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, как относились друг к другу. В старших группах постепенно вводятся элементы соревнования, сравниваются силы команд, а потом и отдельных игроков.

В подвижных играх успешность и активность детей зависит не только от уровня физического развития, но и от самооценки. Дети со средним уровнем физического развития, но с  высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, смелее, не боятся  брать на себя роль ведущего и уверены в том, что своими силами смогут справиться с заданием, активнее проявляют свои интересы, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных возможностях занижает самооценку. Поэтому при подборе участников подвижной игры,  при формировании команд педагог должен понимать, что результат игры и ее педагогическое влияние на формирование самооценки детей зависит от состава ее участников. Подобного рода взаимодействие должно учитывать не только уровень самооценки и  физического развития, но и степень самостоятельности, инициативы и исполнительности участников игры. Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений.

В каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе  игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим, выполнять игровые действия точно, быстро, но аккуратно. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них.

С детьми этой группы можно организовать игры, где необходимо выполнить достаточно сложные  для дошкольника действия  (игра «Черепаха-путешественница»), либо  проявить максимум ловкости (игра «Капканы»), либо совершать простые действия, но результат игры будет зависеть не от скорости, а от точности и аккуратности действий (игры «Водолей», «Водонос», «Городки). При проведении игр необходимо постараться показать детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Игра 1. Черепаха-путешественница

Для этой игры каждой команде понадобиться таз, первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь-таз. Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а, следовательно, медленно, как черепаха. Когда игрок доползет до старта, с него снимают черепаший панцирь и устанавливают его на спине другого участника.

Игра 2. Капканы

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами.  В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни  в один капкан.

Игра 3. Водолей

Приготовьте для каждой команды  по две пол-литровые бутылки  с узким горлышком. Одну из них наполните водой, а вторую установите  на табурете рядом с поворотной отметкой. Как только будет дан старт, первый участник бежит с полной бутылкой к поворотной отметке и там как можно быстрее переливает ее содержимое в пустую бутылку, не пользуясь никакими подручными средствами (например, воронкой). На табурете остается пустая бутылка, а «водолей» возвращается к команде и передает полную бутылку следующему игроку. Когда все участники команды побывали «водолеями», судьи подводят итоги: какая команда потеряла меньшее количество воды. Более быстрая и более умело льющая воду команда становится победителем.

Игра 4. Водонос

Дети выстраиваются на линии старта друг за другом. Первый берет в руки тарелку, наполненную водой, и по сигналу начинает  движение вперед. Ребенок должен дойти до поворотного флажка и вернуться обратно. Затем тарелка передается следующему игроку, таким образом,  все  члены команды должны проделать этот путь.

У этой игры могут быть варианты:

·                 тарелка удерживается одной рукой (так носят официанты);

·                 тарелка ставится на голову и придерживается одной рукой (так носят воду на Востоке);

·                 тарелка удерживается двумя руками, но ребенок  при этом движется спиной вперед;

·                 вода наливается в стакан, который ставится на ладонь вытянутой руки.

В конце игры не забудьте проверить, много ли воды расплескали команды. Кто больше потерял, тот получает штрафные очки.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, где результат зависит от скорости и аккуратности движений (игра «Водочерпалка»), от сосредоточенности и ловкости (игры «Городки», «Рыбак и рыбки»), либо от развития психических процессов (памяти, внимания, требующихся в игре «Водяной»). 

Каждая игра имеет свою игровую задачу и именно ею воспитателю необходимо увлечь ребят. Вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в …» можно «нарисовать» перед детьми яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии детей, выразив сомнение в их силе и ловкости. Тогда в конце игры надо не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив  смелость, ловкость, быстроту и точность движений каждого ребенка. Таким образом, детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь», «Я попробую, вдруг получится», «У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз», «Меня похвалила воспитатель, значит у меня действительно хорошо получилось», «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю», «Я выиграл, следовательно, я способный. Я могу! У меня получится!».

Игра 5.  Водяной

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

         Дедушка Водяной,
         Что сидишь под водой?
         Выгляни на чуточку,
         На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает  и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то  они меняются ролями и игра продолжается.

Игра 6. Водочерпалка

Тарелка с водой устанавливается  на табурете в 2-3 метрах от линии старта, а пустая банка устанавливается на поворотной отметке. Первый участник берет ложку и бежит к тарелке, зачерпывает ложкой воду  и двигается к банке, чтобы вылить туда воду. Затем он возвращается к  команде и передает ложку следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вычерпает всю воду из тарелок. Важно, чтобы количество воды в банке оказалось таким же, каким было в тарелке. Судьи проводят замер воды и определяют победителя.

Игра 7. Городки

Принцип игры аналогичен боулингу. На расстоянии 8-10 метров от стартовой линии устанавливаются вплотную кегли, кубики, коробки или пластиковые бутылочки с песком в количестве 5 штук. Каждый участник команды получает право на один бросок, после которого мяч  переходит к следующему игроку. За каждый сбитый предмет игрок получает 1 очко. Все сбитые мишени устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий, т.е. набравшая больше очков.

Можно менять варианты бросания мяча: его можно катить рукой или  ногой, бросать обеими руками из-за головы.

Игра 8. Рыбак и рыбки

Дети встают в круг – это  рыбки; в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит  удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку  в тот момент, когда  она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры. Побеждает самый внимательный ребенок   кто дольше всех продержался.

Дети третьего типа. Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры у них присутствует страх не справиться с заданием, поэтому, чтобы не ощущать свою неумелость, эти дети придерживаются тактики невмешательства в коллективные игры сверстников.

Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Поэтому для нормального психического и личностного развития этих детей необходимо сначала включать их в игры с двумя-тремя  медлительными детьми  или младшими по возрасту, а потом в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее.

Как правило, у этих детей занижена самооценка и  педагогу потребуется больше времени, чтобы ребенок в своих самоощущениях перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!». Игры «Художники», «Белочка с орехами», «Каракатица», а также «Городки» наиболее подходящие для детей данной группы, так как их можно проводить с минимальным количеством детей, они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости. Когда дети освоятся в этих играх, усложнять надо не содержание игр, а включать в состав участников игры одного или двух  более сильных игроков, чтобы темп игры постепенно наращивался. 

Игра 9. Художники

В 2-3 метрах от старта крепится белое полотно 50Х50 см, а на линии старта располагаются  несколько стаканов с подкрашенной в разные цвета водой.  В руках у первого участника ложка, т.е. кисть. Игрок зачерпывает ложкой любую краску, бежит к холсту и выливает на него подкрашенную воду. Побеждает та команда, чей холст быстрее превратиться в разноцветную картину без единого белого пятнышка.

Игра 10. Белочка с орехами

Приготовьте для каждой команды по 5-7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному мячу.  Обручи расположите в шахматном порядке на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача «белочек» пронести орех (мяч), прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), сначала до поворотной отметки и затем обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает  «орех» следующей «белочке».  Игру можно усложнить, если «орехов» будет два или три, так как удержать их будет сложнее.

Игра 11. Каракатица

Большинство насекомых и животных передвигаются на четырех конечностях. Когда-то и наши предки передвигались таким же способом. Давайте попробуем, насколько это удобно. Самых распространенных вариантов такого бега существует три: «бег на четвереньках головой вперед», «бег на четвереньках головой назад» (так передвигается рак) и «бег на четвереньках спиной вниз и вперед ногами». Последний самый сложный, но самый смешной и занимательный для детей способ.  Попробуйте освоить все три варианта и проведите три забега. 

Условие 2. Проведение с детьми  беседы о восприятии победы и поражения

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть.

Исходя из того, что дети будут сильно стремиться  выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно  победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать детям о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.

Условие 3. Создание ситуации успеха

Стремление «быть лучше, чем все» создает мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т.е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребенок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление «быть лучше всех», т.к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

 «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы».«Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности».

Скорость развития чувства уверенности в себе и повышения самооценки зависит от того, каких результатов добивается ребенок в игре, насколько часто его преследуют неудачи и как они оцениваются сверстниками и взрослыми. Если успехи в игре встречаются чаше, чем неудачи, присутствует личная удовлетворенность собой, гордость за себя и появляется потребность добиваться успехов в ситуации соревнования с другими детьми  в более сложных играх и вообще других видах деятельности. Если, напротив, неудачи в подвижных  играх  встречаются чаще, чем успехи, то у ребенка пропадает уверенность в собственных силах, снижается уровень притязаний и поведением руководит мотив избежания неудачи: стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результат деятельности оценивается другими людьми.

Условие 4. Постепенный переход от коллективных игр и командных соревнований к подвижным играм, где важен индивидуальный результат

Подвижные игры необходимо подбирать с учетом уровня сложности и цели их проведения.

Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры. Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки». Играя в эти игры, важно выработать у детей готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно в начале предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки») или новые, но простые подвижные игры (например, Капканы») или организовывать командные соревнования (каждая игра, типа «Художники», «Водочерпалка», «Водолей» используются отдельно как командное соревнование), в которых горечь поражений не воспринимается как личная неудача.

Цель третьего этапа – соревновательная: ребенок должен добиться результатов, войти в тройку лучших игроков,  выиграть. После того, как многие дети почувствуют, что, если сосредоточиться и хорошо постараться, то можно выиграть, и условия первоначальных игр уже не стали представлять для детей особой сложности, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать более сложные игры, требующие высокой точности движений, гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра (типа «Черепаха-путешественница», «Водонос»), тем больше радости приносит победа в честной борьбе.  На этом этапе можно скомбинировать из различных игр эстафету в форме командных или индивидуальных соревнований. Например, игры «Художники», «Водочерпалка», «Водолей», «Водонос» могут составить четыре этапа «Водной эстафеты». Игры «Белочка с орехами» (прыжки с мячом), «Городки» (метание), «Каракатица» (бег на четвереньках) и «Черепаха-путешественница» (координация движений) могут быть этапами «Веселых стартов».   

Условие 5. Соблюдение детьми правил игры

Подвижные игры всегда содержат правила, что придает игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно соблюдавшего все правила.

Чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

·                 каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;

·                 желающие играть должны сообща договариваться, в какую игру будут играть;

·                 ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

·                 при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребёнка выбирают, а другого отстраняют;

·                 дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

·                 если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и её ведущему о причине ухода;

·                 все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил в игре;

·                 как ведущий, так и участники игры имеют право давать советы, улучшать условия игры, расширять её содержание и правила с общего согласия товарищей по игре.

Оценивая вместе со взрослыми действия сверстников и отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом и осознает свои собственные просчеты.  Соблюдение правил приносит новый социальный опыт, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что вырабатывает произвольность поведения. Играя по-честному, то есть по правилам, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.      

Условие 6. Педагогически грамотное распределение ролей

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как  жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре,  бросание кубика с цифрами и т.п.

При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того,  что роль должна помогать неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.

Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли (например, наши – белые, красные – фашисты и т.д.).

Условие 7. Оборудование и оснащение игровой площади

Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т.п.).  В подвижной игре, как и в большом спорте, иногда результат зависит  не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, везения, погодных условий. Если ребенок старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за случайного вмешательства не участвующих в игре детей, лужи, ямки  воспринимается ребенком как трагедия и может нанести вред эмоциональному состоянию ребенка. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем  значимее для ребенка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяются победители, тем тщательнее необходимо продумать условия для проведения игры и необходимый спортивный инвентарь. К тому же сам педагог не должен прерывать детей во время игры без серьезной на то причины.

Основными задачами проведения подвижных игр  и физических упражнений на прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование, имеющихся у детей  навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-  развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии определенных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребенка без использования методов принуждения. При правильной организации п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.М

        Ориентация системы образования на разностороннее развитие дошкольников, необходимость подготовки его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях ставят перед педагогами и родителями ряд задач, в том числе и задачу целенаправленного физического воспитания.

Подвижные игры, которые нормализуют нервные процессы, развивают внимание, память, способствуют проявлению инициативы, формируют волевые качества, учат ориентироваться во времени и пространстве, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат являются важнейшим средством физического воспитания.

Игры для детей дошкольного возраста – средство социальной и физиологической адаптации. Они должны вызывать у них живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Игры необходимы для адаптации к возрастающим физиологическим нагрузкам организма ребёнка.

Проведение подвижных игр на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

Большое воспитательное значение имеет правильная организация игры. Сюда относится нанесение разметки на игровом поле, проверка расстояний между препятствиями и т. д.

При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности. Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно организовать более активные игры. Однако после деятельности, потребовавшей от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игровые правила.

Не исключаются подвижные игры и в дни, когда дети занимаются музыкой и физкультурой, но в этом случае игры подбирают с менее активными действиями и проводят их не в начале, в середине прогулки. Все эти игры организуются и проводятся, как правило, под непосредственным педагогическим руководством.

В жаркую погоду целесообразно проводить игры с водой; спортивные упражнения: езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоёма). Зимой катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Подвижная игра стимулирует активную двигательную деятельность детей. Не значительная усталость, вызываемая участием в таких играх, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Каковы же условия организации и проведения подвижных игр в ДОУ?

Условие 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей  детей

С детьми младшего дошкольного возраста после окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, как относились друг к другу. В старших группах постепенно вводятся элементы соревнования, сравниваются силы команд, а потом и отдельных игроков.

В подвижных играх успешность и активность детей зависит не только от уровня физического развития, но и от самооценки. Дети со средним уровнем физического развития, но с  высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, смелее, не боятся  брать на себя роль ведущего и уверены в том, что своими силами смогут справиться с заданием, активнее проявляют свои интересы, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных возможностях занижает самооценку. Поэтому при подборе участников подвижной игры,  при формировании команд педагог должен понимать, что результат игры и ее педагогическое влияние на формирование самооценки детей зависит от состава ее участников. Подобного рода взаимодействие должно учитывать не только уровень самооценки и  физического развития, но и степень самостоятельности, инициативы и исполнительности участников игры. Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений.

В каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе  игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим, выполнять игровые действия точно, быстро, но аккуратно. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них.

С детьми этой группы можно организовать игры, где необходимо выполнить достаточно сложные  для дошкольника действия  (игра «Черепаха-путешественница»), либо  проявить максимум ловкости (игра «Капканы»), либо совершать простые действия, но результат игры будет зависеть не от скорости, а от точности и аккуратности действий (игры «Водолей», «Водонос», «Городки). При проведении игр необходимо постараться показать детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Игра 1. Черепаха-путешественница

Для этой игры каждой команде понадобиться таз, первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь-таз. Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а, следовательно, медленно, как черепаха. Когда игрок доползет до старта, с него снимают черепаший панцирь и устанавливают его на спине другого участника.

Игра 2. Капканы

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами.  В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни  в один капкан.

Игра 3. Водолей

Приготовьте для каждой команды  по две пол-литровые бутылки  с узким горлышком. Одну из них наполните водой, а вторую установите  на табурете рядом с поворотной отметкой. Как только будет дан старт, первый участник бежит с полной бутылкой к поворотной отметке и там как можно быстрее переливает ее содержимое в пустую бутылку, не пользуясь никакими подручными средствами (например, воронкой). На табурете остается пустая бутылка, а «водолей» возвращается к команде и передает полную бутылку следующему игроку. Когда все участники команды побывали «водолеями», судьи подводят итоги: какая команда потеряла меньшее количество воды. Более быстрая и более умело льющая воду команда становится победителем.

Игра 4. Водонос

Дети выстраиваются на линии старта друг за другом. Первый берет в руки тарелку, наполненную водой, и по сигналу начинает  движение вперед. Ребенок должен дойти до поворотного флажка и вернуться обратно. Затем тарелка передается следующему игроку, таким образом,  все  члены команды должны проделать этот путь.

У этой игры могут быть варианты:

·                 тарелка удерживается одной рукой (так носят официанты);

·                 тарелка ставится на голову и придерживается одной рукой (так носят воду на Востоке);

·                 тарелка удерживается двумя руками, но ребенок  при этом движется спиной вперед;

·                 вода наливается в стакан, который ставится на ладонь вытянутой руки.

В конце игры не забудьте проверить, много ли воды расплескали команды. Кто больше потерял, тот получает штрафные очки.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, где результат зависит от скорости и аккуратности движений (игра «Водочерпалка»), от сосредоточенности и ловкости (игры «Городки», «Рыбак и рыбки»), либо от развития психических процессов (памяти, внимания, требующихся в игре «Водяной»). 

Каждая игра имеет свою игровую задачу и именно ею воспитателю необходимо увлечь ребят. Вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в …» можно «нарисовать» перед детьми яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии детей, выразив сомнение в их силе и ловкости. Тогда в конце игры надо не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив  смелость, ловкость, быстроту и точность движений каждого ребенка. Таким образом, детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь», «Я попробую, вдруг получится», «У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз», «Меня похвалила воспитатель, значит у меня действительно хорошо получилось», «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю», «Я выиграл, следовательно, я способный. Я могу! У меня получится!».

Игра 5.  Водяной

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

         Дедушка Водяной,
         Что сидишь под водой?
         Выгляни на чуточку,
         На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает  и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то  они меняются ролями и игра продолжается.

Игра 6. Водочерпалка

Тарелка с водой устанавливается  на табурете в 2-3 метрах от линии старта, а пустая банка устанавливается на поворотной отметке. Первый участник берет ложку и бежит к тарелке, зачерпывает ложкой воду  и двигается к банке, чтобы вылить туда воду. Затем он возвращается к  команде и передает ложку следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вычерпает всю воду из тарелок. Важно, чтобы количество воды в банке оказалось таким же, каким было в тарелке. Судьи проводят замер воды и определяют победителя.

Игра 7. Городки

Принцип игры аналогичен боулингу. На расстоянии 8-10 метров от стартовой линии устанавливаются вплотную кегли, кубики, коробки или пластиковые бутылочки с песком в количестве 5 штук. Каждый участник команды получает право на один бросок, после которого мяч  переходит к следующему игроку. За каждый сбитый предмет игрок получает 1 очко. Все сбитые мишени устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий, т.е. набравшая больше очков.

Можно менять варианты бросания мяча: его можно катить рукой или  ногой, бросать обеими руками из-за головы.

Игра 8. Рыбак и рыбки

Дети встают в круг – это  рыбки; в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит  удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку  в тот момент, когда  она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры. Побеждает самый внимательный ребенок   кто дольше всех продержался.

Дети третьего типа. Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры у них присутствует страх не справиться с заданием, поэтому, чтобы не ощущать свою неумелость, эти дети придерживаются тактики невмешательства в коллективные игры сверстников.

Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Поэтому для нормального психического и личностного развития этих детей необходимо сначала включать их в игры с двумя-тремя  медлительными детьми  или младшими по возрасту, а потом в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее.

Как правило, у этих детей занижена самооценка и  педагогу потребуется больше времени, чтобы ребенок в своих самоощущениях перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!». Игры «Художники», «Белочка с орехами», «Каракатица», а также «Городки» наиболее подходящие для детей данной группы, так как их можно проводить с минимальным количеством детей, они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости. Когда дети освоятся в этих играх, усложнять надо не содержание игр, а включать в состав участников игры одного или двух  более сильных игроков, чтобы темп игры постепенно наращивался. 

Игра 9. Художники

В 2-3 метрах от старта крепится белое полотно 50Х50 см, а на линии старта располагаются  несколько стаканов с подкрашенной в разные цвета водой.  В руках у первого участника ложка, т.е. кисть. Игрок зачерпывает ложкой любую краску, бежит к холсту и выливает на него подкрашенную воду. Побеждает та команда, чей холст быстрее превратиться в разноцветную картину без единого белого пятнышка.

Игра 10. Белочка с орехами

Приготовьте для каждой команды по 5-7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному мячу.  Обручи расположите в шахматном порядке на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача «белочек» пронести орех (мяч), прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), сначала до поворотной отметки и затем обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает  «орех» следующей «белочке».  Игру можно усложнить, если «орехов» будет два или три, так как удержать их будет сложнее.

Игра 11. Каракатица

Большинство насекомых и животных передвигаются на четырех конечностях. Когда-то и наши предки передвигались таким же способом. Давайте попробуем, насколько это удобно. Самых распространенных вариантов такого бега существует три: «бег на четвереньках головой вперед», «бег на четвереньках головой назад» (так передвигается рак) и «бег на четвереньках спиной вниз и вперед ногами». Последний самый сложный, но самый смешной и занимательный для детей способ.  Попробуйте освоить все три варианта и проведите три забега. 

Условие 2. Проведение с детьми  беседы о восприятии победы и поражения

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть.

Исходя из того, что дети будут сильно стремиться  выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно  победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать детям о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.

Условие 3. Создание ситуации успеха

Стремление «быть лучше, чем все» создает мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т.е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребенок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление «быть лучше всех», т.к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

 «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы».«Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности».

Скорость развития чувства уверенности в себе и повышения самооценки зависит от того, каких результатов добивается ребенок в игре, насколько часто его преследуют неудачи и как они оцениваются сверстниками и взрослыми. Если успехи в игре встречаются чаше, чем неудачи, присутствует личная удовлетворенность собой, гордость за себя и появляется потребность добиваться успехов в ситуации соревнования с другими детьми  в более сложных играх и вообще других видах деятельности. Если, напротив, неудачи в подвижных  играх  встречаются чаще, чем успехи, то у ребенка пропадает уверенность в собственных силах, снижается уровень притязаний и поведением руководит мотив избежания неудачи: стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результат деятельности оценивается другими людьми.

Условие 4. Постепенный переход от коллективных игр и командных соревнований к подвижным играм, где важен индивидуальный результат

Подвижные игры необходимо подбирать с учетом уровня сложности и цели их проведения.

Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры. Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки». Играя в эти игры, важно выработать у детей готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно в начале предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки») или новые, но простые подвижные игры (например, Капканы») или организовывать командные соревнования (каждая игра, типа «Художники», «Водочерпалка», «Водолей» используются отдельно как командное соревнование), в которых горечь поражений не воспринимается как личная неудача.

Цель третьего этапа – соревновательная: ребенок должен добиться результатов, войти в тройку лучших игроков,  выиграть. После того, как многие дети почувствуют, что, если сосредоточиться и хорошо постараться, то можно выиграть, и условия первоначальных игр уже не стали представлять для детей особой сложности, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать более сложные игры, требующие высокой точности движений, гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра (типа «Черепаха-путешественница», «Водонос»), тем больше радости приносит победа в честной борьбе.  На этом этапе можно скомбинировать из различных игр эстафету в форме командных или индивидуальных соревнований. Например, игры «Художники», «Водочерпалка», «Водолей», «Водонос» могут составить четыре этапа «Водной эстафеты». Игры «Белочка с орехами» (прыжки с мячом), «Городки» (метание), «Каракатица» (бег на четвереньках) и «Черепаха-путешественница» (координация движений) могут быть этапами «Веселых стартов».   

Условие 5. Соблюдение детьми правил игры

Подвижные игры всегда содержат правила, что придает игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно соблюдавшего все правила.

Чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

·                 каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;

·                 желающие играть должны сообща договариваться, в какую игру будут играть;

·                 ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

·                 при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребёнка выбирают, а другого отстраняют;

·                 дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

·                 если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и её ведущему о причине ухода;

·                 все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил в игре;

·                 как ведущий, так и участники игры имеют право давать советы, улучшать условия игры, расширять её содержание и правила с общего согласия товарищей по игре.

Оценивая вместе со взрослыми действия сверстников и отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом и осознает свои собственные просчеты.  Соблюдение правил приносит новый социальный опыт, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что вырабатывает произвольность поведения. Играя по-честному, то есть по правилам, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.      

Условие 6. Педагогически грамотное распределение ролей

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как  жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре,  бросание кубика с цифрами и т.п.

При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того,  что роль должна помогать неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.

Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли (например, наши – белые, красные – фашисты и т.д.).

Условие 7. Оборудование и оснащение игровой площади

Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т.п.).  В подвижной игре, как и в большом спорте, иногда результат зависит  не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, везения, погодных условий. Если ребенок старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за случайного вмешательства не участвующих в игре детей, лужи, ямки  воспринимается ребенком как трагедия и может нанести вред эмоциональному состоянию ребенка. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем  значимее для ребенка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяются победители, тем тщательнее необходимо продумать условия для проведения игры и необходимый спортивный инвентарь. К тому же сам педагог не должен прерывать детей во время игры без серьезной на то причины.

Основными задачами проведения подвижных игр  и физических упражнений на прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование, имеющихся у детей  навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-  развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии определенных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребенка без использования методов принуждения. При правильной организации п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.       


»  Размещено в сообществах:   
Росток

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн