Урок 10. Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах
Submitted by Анатолий Викторович Кочетков on пн, 15/09/2014 - 17:56
Урок 10. Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах Цель урока. Систематизировать знания учащихся о взрыво- и пожароопасных объектах, познакомить их с возможными послед¬ствиями аварий на этих объектах и основными причинами их воз¬никновения, проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприя¬тиями, проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах, а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. Обсу¬дить с обучаемыми рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов. Изучаемые вопросы 1. Взрыво- и пожароопасные объекты. 2. Последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. 3. Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. 4. Общие меры по защите населения от последствий ава¬рий на взрыво- и пожароопасных объектах. 5. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных объектов. 6. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспече¬нию безопасности персонала объектов и населения, проживаю¬щего вблизи взрыво- и пожароопасных объектов. Изложение учебного материала 1. Дать определение понятию «взрыво- и пожароопасные объекты». Наиболее часто аварии со взрывами и пожарам происходят на предприятиях химической, нефтехимической нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, на предприятиях, производящих порох, ракетное взрывное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнические средства и составы также продукцию на их основе. Особую опасность из-за взры¬вов метана, угольной пыли и пожаров в настоящее время представляют угольные шахты. 2. Охарактеризовать аварии, возникающие на взрыво- и пожароопасных объектах: поражающим фактором во время взрыва является воз¬душная ударная волна с образованием большого количества ос¬колков из летающих обломков зданий и сооружений; поражаю-щими факторами во время пожара являются высокие температуры, приводящие к ожогам различной степени, и на¬личие в продуктах горения химически опасных веществ, при-водящих к отравлению различной степени. 3. Обратить особое внимание на то, что аварии на взрыво-и пожароопасных объектах вызываются в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взры¬воопасными жидкостями и газами и могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. В заключение урока для наглядной характеристики причин и последствий аварии на взрывопожароопасном объекте можно проанализировать катастрофу двух пассажирских поездов, произошедшую в Башкирии 3 июня 1989 г. в результате взрыва на трубопроводе. 4. Обратить внимание учащихся, что ущерб от последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах зависит от коли¬чества взрыво- и пожароопасных веществ, находящихся в них. В связи с этим все опасные производственные объекты были разделены на две категории и были определены нормы опас¬ных веществ на объекте (Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (при¬нят Государственной думой 20 июня 1997 г.). К первой категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получают, хранят и транспортируют следующие опасные вещества: — воспламеняющиеся вещества (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся самовоспламеняющимися) ; — окисляющиеся вещества (вещества, поддерживающие горение); — горючие вещества (вещества, способные самовозгорать¬ся, а также возгораться от источника зажигания и гореть после его удаления); — взрывчатые вещества. Ко второй категории опасных производственных объектов относятся объекты, использующие оборудование под высоким давлением (более 0,07 МПа) или с температурой воды более 115 °С. Такими взрыво- и пожароопасными объектами могут быть не только промышленные предприятия, но также транс¬портные средства со взрывоопасными грузами. 5. Подчеркнуть, что законом определены предельные нормы опасных веществ, наличие которых на взрыво- и пожа¬роопасном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности. Для повы¬шения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях практически во всех субъектах Рос¬сийской Федерации созданы специальные комиссии по обес¬печению безопасности работы объектов экономики, разработа¬ны планы основных мероприятий. 6. Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности в случае возникно¬вения аварии на взрыво- и пожароопасных объектах: — как действовать при внезапном обрушении здания; — как действовать в завале. В заключение урока необходимо объяснить учащимся, что с 1 января 2002 г. в состав МЧС России включена Государствен¬ная противопожарная служба, мобильная и эффективно дейст¬вующая, нацеленная на борьбу с чрезвычайными ситуациями и пожарами, а также ликвидацию их последствий. Контрольные вопросы 1. Какие объекты экономики относятся к взрыво- и пожа¬роопасным? 2. Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрыво- и пожароопасном объекте? 3. Какие поражающие факторы, возникающие при авариях на взрыво- и пожароопасных объектах, представляют Высокую степень опасности для работающего персонала и населения? 4. К каким последствиям может привести крупная авария на взрыво- и пожароопасном объекте? 5. На какие категории и по каким признакам подразделя¬ются взрыво- и пожароопасные объекты? 6. При каких условиях на взрыво- и пожароопасном объек¬те обязательно разрабатывается декларация промышленной безопасности? 7. Что создало условия для появления в стране Государст¬венной пожарно-спасательной службы? Домашнее задание 1. Изучите § 5.6, 5.7 учебника. 2. Из различных информационных источников (газеты, журналы, радио, ТВ) подберите несколько характерных приме¬ров возникновения чрезвычайных ситуаций из-за аварии на взрыво- и пожароопасном объекте в регионе вашего прожива¬ния. Выпишите причины их возникновения.