Submitted by Наталья Витальевна Комогорцева on вс, 07/09/2014 - 19:52
Леонтий Ростовский Цель работы : • рассказать о жизни Леонтия, епископа Ростовского • о крещении ростовских язычников в веру христианскую • о посмертном почитании Святителя Среди первых епархий Руси, организованных Константинопольской Церковью, была Ростовская кафедра, основанная в 991 г. Решающая роль в распространении света веры принадлежала на первых этапах исключительно епископам Ростова, Вся тяжесть борьбы с язычеством была возложена на плечи христианских просветителей. Христианизация шла непросто, летописи и жития сообщают о том, что первые епископы были изгнаны из Ростова, и лишь святителю Леонтию удалось своим смирением и крепостью в вере переломить ситуацию и привести большинство горожан к крещению 1слайд Место рождения и национальность святителя Леонтия неизвестны ,по этому вопросу существую разные точки зрения: Святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в известном послании своём к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину , перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их св. Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Житие же этого святителя, сохранившееся в многочисленных списках, утверждает, что он был грек, уроженец Константинополя. Митрополит Макарий, примиряя эти противоречия, допускает, что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию. 2сл. Профессор В. О. Ключевский стоит за русское происхождение Леонтия. Служба святителю, сохранившаяся в списках XIII—XVI вв. и составленная Ростовским епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру с 1190—1214 г., указывает на русское происхождение его, уроженца Киева. 3сл Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава, взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тябо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тявосприят»). 4 сл Благодаря школьному воспитанию и книжному обучению, св. Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к монашеской жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, нужно думать, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобному Антонию, что было не ранее 1032 г., откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую, как русский образованный монах, и рукоположенв епископы, «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 г.,. 5сл В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианскую веру, так как Ростов, после смерти святого Бориса Владимировича, долго не имел собственных князей, и хотя в 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, через три года по прибытии св. Леонтия в Ростов, последний достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, но Всеволод жил во всё время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провёл в военных делах или около своего отца. Правда, первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая» по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Богоматери ещё во времена св. Владимира, в 991 году, и при ней учреждён клир церковный, но христиан было очень мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион с позором изгнаны были из города. 6 сл Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, св. Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением церковнослужителей. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попам о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков 7сл. Одновременно с обучением клириков, св. Леонтий занимался проповедью христианских истин ростовским жителям— язычникам из многолюдного племени мери, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. 8сл. . Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя св. архистратига Михаила. Живя здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. и крестил многих детей и взрослых. 9сл. Позже он снова переселился в Ростов и продолжил начатое дело 10 сл. Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». 11сл.12сл. ». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мёртвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», — говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию. 13сл.14сл. О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним — он скончался в мире, по другим — был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 г., другие полагают, что он убит в 1073 г. Е. Голубинский же говорит, что он скончался около 1077 года. Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, , повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет св. Леонтия, как преблаженного и преподобного, но не как мученика. С другой стороны, епископ Симон Владимирский и Суздальский пишет о Леонтии следующее: Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные 15сл Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его — 23 мая. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя. 16сл В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под землей, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году ростовские граждане установили святителю серебряную раку, украшеную в бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году открыли место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения 17сл. В древних рукописных житиях святого Леонтия описано много чудотворений. Вот важнейшие из них: 1) Вскоре по открытии мощей, в праздник святого Леонтия, соборный пономарь, отворив церковь к утрене, нашел все свечи зажженными и увидел святителя, восставшего из гроба и молящегося с поднятыми к небу руками. 2) Один из клириков погасил свечу у гроба святителя, за что был наказан расслаблением всего тела, глухотой и немотой, но впоследствии был исцелен у раки святого Леонтия. 3) Князь Ростовский Иван Александрович (скончался в 1400 году) три раза исцелился по предстательству святого Леонтия: два раза во младенчестве от глазной болезни и третий раз, уже женатый, от "огневицы”. 18.Труды. В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, . о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. 19 сл. Память святителя празднуется 23 мая в день собора Ростово -Ярославских Святых. 20 сл. В память о Леонтии Ростовском во многих городах России были построены храмы в его честь. 21. У русских крестьян святой Леонтий назывался Огуречником, так как день его памяти 23 мая считался временем, подходящим для высаживания огурцов. Вывод Крещение Руси стало поворотным моментом для истории нашей страны. С того дня именно приверженностью Христовой истине руководствовались наши предки в принятии большинства решений. В политическом плане Крещение позволило объединить разрозненные славянские племена в единый русский народ. Позже Церковь оставалась единственным объединяющим фактором в тяжелую эпоху феодальной раздробленности. Таким образом исходя из всего выше сказанного , мы можем сделать вывод, что Святитель Леонтий сыграл огромную роль в просвещении и крещении народа не только в истории Ростова ,но и в истории государства российского