Технологическая карта урока "Русское поле. Воины-богатыри" по программе Т.Я.Шпикаловой ФГОС 2класс
Тема: Русское поле. Воины-богатыри.
Урок №21
Класс 2
Цели
деятельности
педагога
Способствовать раскрытию в художественных образах красоты воинской доблести защитников Древней Руси, введению в активный словарь учащихся терминов: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук; создать условия для формирования у второклассников художественно-графических умений, способности передавать в рисунке формы, пропорции, общее строение предметов, смысл связи между объектами композиции.
Тип урока
Формирование новых знаний (урок-сочинение на заданную тему).
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих человека в различных эмоциональных состояниях; в эстетической деятельности – высказывают свое отношение к произведениям искусства; проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (музеи); активно используют язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); овладевают восприятием и суждением о художественном произведении как основе формирования коммуникативных умений; обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием.
Презентация «Удаль богатырская», работы народных мастеров: А. Куландин «Александр Невский» (панно. Финифть), Т. Рукина «Три богатыря в дозоре», «Ледовое побоище на Чудском озере» (Городец), Н. Голиков «Добрыня» (Палех), В. Миронов «Песни России» (Палех), Б. Ермолаев «Илья Муромец и Калин-царь», М. Шемаров «Илья Муромец», В. Фаворский Фронтиспис к «Слову о полку Игореве», В.Семенов «Русские доспехи» (серия открыток), стихотворение К. Бальмонта о богатырях, фрагмент Богатырской симфонии А. П. Бородина.
Оборудование
Карандаши, фломастеры, тушь, перо, черная акварель, кисти, аппликативный материал для схематического изображения человека, салфетки, стакан с водой.
Организационная структура урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
I. Организационный момент
Приветствие учащихся:
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
И сейчас урок начнём.
Давайте вспомним, как мы должны сидеть на уроке.
На доске:
Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет.
На том стояла и стоять будет русская земля.
Александр Невский
– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Определите тему урока.
– Верно, сегодня мы будем говорить о тех, кто защищает нашу Родину. О людях отважных, смелых, сильных духом.
Слушают учителя.
- Нужно сидеть прямо, слегка наклонившись над столом. При этом в правой руке держим карандаш, а левой слегка придерживаем альбомный лист.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: соблюдают правила поведения.
Познавательные: проявляют интерес к предмету
II. Изучение нового материала
– Наступает День защитника Отечества. В древности каждый мужчина в случае необходимости брал в руки оружие и становился воином. Воинская доблесть, умение владеть оружием – эти качества высоко ценились и были воспеты народом. На Руси во все времена высоко почитались защитники Русской земли. Какие бы невзгоды ни обрушивались на родную землю, какие бы войны ни полыхали, воины-богатыри всегда с честью защищали ее. Об этом немало сложено былин, сказок, стихотворений. Вот одно из них. Оно написано К. Бальмонтом:
Богатыри родные,
И где сошлись дороги,
Ваш образ – как звезда,
Богатыри, вы – боги,
Вам жить и жить всегда.
– Давайте прослушаем фрагмент Богатырской симфонии А. П. Бородина. Какую музыку вы услышали? Почему эта симфония называется богатырской?
– Каких богатырей вы знаете? Назовите их.
– Давайте посмотрим на них (презентация «Удаль богатырская», слайды 2–5).
– Вы уже знакомы с этим живописным изображением русских богатырей. В. Васнецова «Богатыри»
– Кого изобразил художник? Чем они знамениты? Что делают богатыри в русском поле?
Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Все это время он никогда не расставался с картиной. Возил ее с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова. Назвал ее Васнецов просто и коротко: «Богатыри». А что означает это древнее слово?
– Почему богатыря называют смелым и храбрым воином, удачливым и счастливым в бою?
– Рассмотрите работы народных мастеров в учебнике на с. 109.
– Как передают свое уважение и любовь к воинам – героям народные мастера?
– Рассмотрите богатырей в работах народных мастеров Палеха (слайды 6–9).
– Что особенного в этой росписи?
– Что вам известно о подвигах богатырей, изображенных в работах художника и народных мастеров?
– Обратите внимание на снаряжения воинов в творческой тетради на с. 45. Расскажите об украшении воинских доспехов и оружия.
– Разнообразное, совершенное вооружение и снаряжение немало способствовало ратным подвигам и боевой славе русских воинов, в течение веков отстаивавших свободу и независимость своей Родины.
– Рисунки московского художника В. Семенова помогут нам познакомиться с вооружением богатырей (слайд 10).
– В XI–XII веках основу конного войска составляли тяжеловооруженные всадники.
Древняя «броня», защищавшая тело воина, имела вид рубашки длиной до бедер, из металлических колец («кольчуга») или пластин («броня», «панцирь»), которые были попеременно склепаны и сварены между собой. (Слайд 11.)
Голову воина прикрывал шлем, а у небогатого – простая железная шапка, сделанная из листового или кованого железа. (Слайд 12.)
– На что похож шлем?
– Маска - «личина» – делалась по большей части неподвижной, но иногда и она прикреплялась с помощью шарниров и могла подниматься.
До появления шлемов и кольчуг у древних славян защитными средствами служили щиты. Древнейший русский щит (VIII–XI века), круглый, достигавший четверти человеческого роста. (Слайд 13.)
Лук и стрелы употреблялись с древнейших времен и были оружием и боевым, и охотничьим. Луки делались из дерева. Другим видом метательного оружия были арбалеты или самострелы. (Слайд 14.)
Ударное оружие относится к оружию ближнего боя, вследствие простоты изготовления оно получило на Руси большое распространение. Булавы, палицы и шестоперы – оружие боевое. (Слайд 14.)
Русские мечи имели обоюдоострый, прямой, широкий клинок. Между клинком и рукоятью находилась крестовина, защищавшая руку от встречного удара. Меч носили в кожаных ножнах на поясе. Он был для русского воина священен. (Слайд 15.)
– Ну какой же воин без боевого коня?
– Рассмотрите изображения коня в работах народных мастеров Городца на страницах учебника (109) и Палеха в творческой тетради на с. 45.
– Объясните, почему его рисуют таким нарядным?
– Отличаются ли боевые кони в разных промыслах? Чем?
– А теперь полюбуйтесь и рассмотрите, как изображены русские воины далекого прошлого в графике в учебнике на с. 110 (В. Фаворский. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»).
Физкультминутка
Это лёгкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
(Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
(Ходьба на месте.)
Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию.
- Ответы детей.
- Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию.
- На маску.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию.
Выполняют упражнение.
Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск информации из разных источников.
Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе ин-
формации, отвечают на вопросы, делают выводы.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
III. Творческая практическая деятельность
Дорисуйте композицию «Русское поле». Изобразите воинов, выступивших в поход на боевых конях защищать Русь, и воинские доспехи.
– Наша задача сегодня – завершить композицию «Русское поле...» в творческой тетради на с. 44. Но сначала выполним упражнения с аппликативными заготовками для схематического изображения фигурки всадника.
– Рассмотрите одну завершенную фигурку всадника. Не закрепляя заготовки, разместите элементы, повторяя позу всадника.
– Выполните графический рисунок по представлению воинских доспехов и оружия (меч, копье, щит, лук, стрелы), хранящих бесценную память о подвигах русского воина. (Материалы по выбору.)
– Дорисуйте композицию «Русское поле». Изобразите воинов, выступивших в поход на боевых конях.
Изображение костюма и доспехов русских воинов далекого прошлого в своей картине сверяйте с таблицей (слайд 16).
Анализируют информацию, слушают учителя.
Выполняют задание
Личностные: сориентированы на плодотворную работу
на уроке, соблюдение норм
и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи.
Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы рисования
IV. Итоги урока. Рефлексия
Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.)
Организует беседу по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что понравилось?
– Как вы оцениваете свое настроение?
Рассматривают выполненные работы, оценивают их.
Отвечают на вопросы
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения