Submitted by Наталья Инячина on Sat, 06/09/2014 - 11:01
Муниципальное образовательное учреждение
«Весёлолопанская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Беседа
о демократии и демократических выборах
Инячина Н.В., учитель истории и ОРКСЭ
МОУ «Весёлолопанская СОШ»
Беседа. О демократии и демократических выборах.
Демократии – народовластие, народная форма правления, при которой народ облечен высшей формой власти и осуществляет её либо непосредственно и, либо через своих избранных представителей при свободной избирательной системе.
Жизнь Афин в 6-5 вв. до н.э. считается исторической фазой зарождения демократии со многими её сильными и слабыми сторонами. Афинская демократия просуществовала почти 200 лет.
Все взрослые граждане Афин , составляющие Собрание – непосредственную форму народовластия,- олицетворяли и воплощали своими действиями прямую демократию. Она реальна при небольшом количестве населения страны. В Собрании Афин принимало участие 5-6 тысяч человек.. Это и для нашего времени, пожалуй, максимальное число граждан, которых можно физически собрать вместе для решения каких-то общих государственных вопросов.
Сословный парламент в Англии 13-15 вв. являл собой пример зарождения представительной демократии. Она предполагает, что граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений, формулирования законов и проведения в жизнь различных программ усовершенствования жизни общества. Эти официальные лица действуют от имени избравшего его народа, подотчетны ему. Как правило, это профессионалы , способные без излишних эмоций, продуманно разбираться в непростых социальных проблемах.
В условиях демократии действует принцип большинства голосов – то есть все решения принимаются большинством голосов. Если подходить к этому некритически, никаких проблем не возникнет. Но стоит более глубоко задуматься над этим правилом – многое покажется спорным.
Давайте обсудим вместе. Выдерживается ли принцип справедливости , если, например, какое-то решение принято 51% голосов,? Ведь в этом случае остальные 49% голосовавших вынуждены принять решение то , за которое они не голосовали. Почему?
Ведь их всего на 2% меньше «победителей».
Как разрешить это противоречие?
Реальный выход – в обеспечении гарантий прав человека.
Оставшись в меньшинстве, люди вместе с тем не испытывают ущемлённости , так как обладают всеми правами и свободами, реализация которых не зависит от победившего большинства. На основе этих прав и свобод меньшинство продолжает активную деятельность в соответствии со своими убеждениями. И в результате получает реальный шанс победить на следующих выборах.
Права человека зафиксированы в таких международных документах:
Международный билль о правах человека. Он состоит:
Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека.
И другие.
На внутригосударственном уровне права человека нередко фиксируются в конституции, которая, кроме всего прочего, определяет правила формирования властей и другие государственные процедуры.
Первыми документами, в которых были зафиксированы права человека в их современном понимании, были:
Французская Декларация прав человека и гражданина (26 августа 1789 г.)
Американский Билль о правах, принятый 25 сентября 1789 г. И включенный в Конституцию США в виде 10 поправок.
В Конституции России, принятой в декабре 1993 г., правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая глава – вторая, внести изменения в неё возможно в результате сложной юридической процедуры.
Конституционные положения о правах человека ограничивают государственную власть. Гарантии прав и свобод в определённой степени уравнивают большинство и меньшинство. В этом случае мы можем говорить о конституционной демократии.
Подведем итог.
Политическая демократия – это:
Народовластие,
Правительство, основанное на согласии управляемых,
Правило большинства, гарантии основных прав,
Права меньшинств,
Свободные и честные выборы, равенство всех перед законом, справедливое судопроизводство,
Конституционные ограничения правительства, экономический, социальный, политический плюрализм,
Терпимость, прагматизм, сотрудничество и компромисс.
Демократические выборы.
В политологии существует следующее определение: «Демократические выборы носят не просто символический характер…Это конкурентные, периодические, представительные и законные выборы, в процессе которых граждане, обладающие широкой свободой критиковать правительство, публиковать свою критику и предлагать альтернативы, избирают лиц, принимающих основные решения в правительстве».
К этому определению необходимы пояснения.
Если выборы имеют символический характер, они лишаются своего подлинного смысла и оказываются прикрытием произвола и диктатуры, такими выборы являются в недемократических странах.
Периодичность выборов избавляет общество от злоупотребления властью, которое неизбежно, если не происходит смены руководителей.
Представительные выборы – это выборы, в которых участвует большое количество избирателей. Если же круг голосующих ограничен, избранная власть лишается демократической сущности, становится нелегитимной. При этом не может быть социаальных групп, исключенных из процесса голосования по расовым, национальным, религиозным, половым и иным признакам.