Submitted by Анатолий Викторович Кочетков on Fri, 05/09/2014 - 16:00
Тема: «Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств» Цели и задачи урока: знакомство обучающихся с сигналами регулировщика; выработка умений понимать сигналы водителей транспортных средств и регулировщиков дорожного движения. Сигналы регулировщика. Сигналы регулировщика имеют следующие значения: РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ: – со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть; – со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено. ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД: – со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо; – со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено; – пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ: – движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 правил. Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем). Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения. На некоторых особо сложных перекрестках движением управляет регулировщик. Регулировщику подчиняются все водители и пешеходы. Каждое положение его корпуса, жесты имеют значение сигналов, которые указывают, в каком порядке транспорт проезжает, а пешеходы переходят перекресток и двигаться по улице. Знать эти сигналы необходимо как водителям, так и пешеходам. В руке регулировщик держит жезл. Жезлы бывают разные. Днем используют простую палочку, раскрашенную черными и белыми полосами. А ночью или в тумане регулировщик берет жезл со светящимся кругом на конце. Запомни! Если регулировщик стоит, повернувшись к тебе грудью или спиной, это означает: «Путь закрыт!» и соответствует красному сигналу светофора. Если регулировщик стоит с поднятым вверх жезлом, это означает: «Внимание! Выходить на перекресток запрещено», надо подождать моего разрешения». Это соответствует желтому сигналу светофора. Если регулировщик стоит к тебе боком в положении «смирно» или, держа руку перед грудью, это означает: «Путь открыт, переходите улицу!» и соответствует зеленому сигналу светофора. Если регулировщик покачивает жезлом, рукой или круглым диском с красным огнем в сторону водителя, то такой водитель обязан остановиться. Описанные здесь сигналы регулировщика – основные. Они совсем несложны. Существуют и другие сигналы. Например, регулировщик может предложить водителю изменить направление движения, занять крайнюю правую полосу, повернуть направо. Иногда на одном перекрестке установлен и светофор и дежурит регулировщик. В этом случае регулировщик стоит в стороне или только наблюдает за движением. И только когда на перекрестке бывает очень много машин и пешеходов и светофор не справляется с движением, он принимает команду на себя. Бывает, в светофоре горит красный свет, а регулировщик показывает, что проезд разрешен. Кому же верить – ему или светофору? Правила устанавливают, что водители и пешеходы обязаны подчиняться сигналам регулировщика, даже если эти сигналы противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке. Ведь светофор действует автоматически, он может испортиться, а обстановка на дороге требует оперативного вмешательства человека. Бывают перекрестки, где нет ни светофоров, ни регулировщиков. Чтобы избежать несчастных случаев, запомните несколько правил. Не начинайте перехода, пока не убедитесь, что поблизости нет транспорта, который может пересечь тебе дорогу. Если по улице идет транспорт, подожди, пропусти его. Если улица с двусторонним движением – посмотри сначала налево, потом, когда подойдешь к середине улицы, - направо. Если улица с односторонним движением и машины едут по ней в одном направлении, то надо все время, пока не дойдешь до противоположного тротуара, смотреть в ту сторону, откуда едут машины. Помни: при переходе улицы надо всегда быть предельно внимательным и осторожным. Предупредительные сигналы транспорта Правила дорожного движения устанавливают, что до 14-летнего возраста на велосипеде нельзя ездить по дорогам и улицам. Во дворе - пожалуйста, но, не выезжая на дорогу. На велосипеде с двигателем можно ездить только с 16-летнего возраста. Теперь он уже водитель. Водитель должен подавать сигналы каждый раз, когда намеревается произвести маневр. Прежде чем выехать с обочины дороги на проезжую часть, водитель, не трогаясь с места, включает указатель левого поворота и, убедившись, что никакой опасности нет и путь свободен, выезжает на дорогу. В пути, чтобы перестроиться из ряда в ряд, водитель включает указатель с той стороны, куда он должен направить свою машину. Подаются сигналы и тогда, когда надо сделать поворот, разворот, обогнать или объехать другие машины. Чтобы эти сигналы были понятны всем, они обозначены в правилах дорожного движения, и каждый имеет свое значение. Для этого у всех автомобилей, мотоциклов, троллейбусов, трамваев впереди и сзади, справа и слева имеются указатели поворотов («мигалки»), сзади - красный стоп-сигнал. Если водителю надо повернуть налево, он включает сигнал поворота налево. Тогда слева и сзади начинают мигать лампочки указателей поворота. А если ему нужно остановиться, он включает сигнал поворота направо, а затем нажимает на тормоз. В тот же момент в задней части автомобиля вспыхивает стоп-сигнал. Оба сигнала предупреждают других водителей, в том числе и велосипедистов, что этот автомобиль поворачивает направо к тротуару или к обочине и тормозит. Велосипедист, двигаясь по улице, должен внимательно следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств, за маневрами автомобилей и, где нужно, уступать им дорогу, притормаживать или даже останавливаться. Сам велосипедист сигнализирует руками. Эти сигналы установлены правилами дорожного движения. Они должны быть понятны всем участникам движения: - перед перестроением в левую сторону или поворотом налево велосипедист вытягивает в сторону левую руку либо правую, согнутую в локте, вверх; - перед перестроением в правую сторону или поворотом направо велосипедист вытягивает правую руку в этом направлении, а если эта рука занята или не видна, то левую, согнутую в локте, вверх; - перед торможением надо поднять вытянутую вверх руку. Велосипедисту нужно грамотно пользоваться этими сигналами, чтобы не создавать помех на дороге. При выезде на улицу со двора велосипедист обязан пропустить транспортные средства и пешеходов и только после этого отправляться в путь. Если велосипедист хочет перестроиться с одной полосы на другую, он должен подать сигнал, который поставит в известность о его намерении остальных участников движения, и уступить дорогу транспортным средствам, едущим попутно в прямом направлении. Если велосипедисту надо повернуть направо, он должен заранее занять крайнее правое положение на дороге, то есть ехать по крайней правой полосе. Пешеходы, хорошо знающие сигналы световой и ручной сигнализации, при переходе улицы будут понимать, какой маневр хочет совершить водитель приближающегося автомобиля или велосипеда. Во время движения на дороге может возникнуть такая ситуация: впереди, по полосе движения, в одном направлении с велосипедистом едет тихоходная машина, например, трактор с прицепом, или на обочине стоит большой грузовик. Чтобы обогнать трактор или объехать препятствие, надо выехать на другую полосу движения без помех движущемуся по ней транспорту. Обгонять все транспортные средства, кроме трамваев, разрешается только с левой стороны. Однако если водитель машины впереди тебя подал сигнал поворота налево и начал поворачивать, то обгонять его надо справа. Запрещено устраивать гонки на дороге, игру «в перегонки». Если тебя обгоняет другой водитель, например, мопеда или велосипеда, то нельзя препятствовать обгону повышением скорости или иными действиями. Итак, при выезде на дорогу велосипедисту требуются предельная осторожность, внимательность, дисциплинированность и предупредительность по отношению к другим водителям. а б в Предупредительные световые сигналы автомобиля должен знать каждый велосипедист: сигнал торможения, сигнал поворота направо, сигнал поворота налево. Объезд велосипедистом стоящего транспорта Предупредительные сигналы водитель автомобиля может подавать рукой: поворот налево, сигнал поворота направо, сигнал торможения. Предупредительные сигналы На дороге важно понимать и предвидеть, какой маневр собирается выполнить другой водитель. Не случайно, Правила в обязательном порядке предписывают подавать сигналы предстоящего маневра, а инспектора ГИБДД строго следят за выполнением этого требования. Любому водителю вряд ли хочется оказаться в аварийной ситуации, ведь не подай он сигнал раз, другой – и, в конце концов, такая забывчивость, обернется печальными последствиями. Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны и как их требования должны выполняться. Правила обязывают всех водителей, включая и велосипедистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других участников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи только рукой. Запомните: сигналу перестроения в левый ряд, левого поворота и разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая под прямым углом вверх; сигналу перестроения в правый ряд и правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх; сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой. Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если у вас возникают сомнения - подавать сигнал маневра или нет, совет может быть только один - лучше подать. Другим важным правилом подачи предупреждающих сигналов является их своевременное выполнение. Сигнал о маневрировании должен подаваться за 5 секунд до начала его выполнения. А при плохой видимости это время должно быть увеличено до 7-10 секунд. Так как велосипедисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого маневра подавать одной рукой еще и сигнал, то подача сигнала должна быть прекращена непосредственно перед самым началом его маневра. В заключение нужно напомнить, что подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Другими словами, подав сигнал маневра, еще раз убедитесь, что вы не помешаете другому водителю. Звуковые сигналы Представьте себе, что сзади идущий автомобиль, догоняя вас, говорит человеческим голосом: «Уступите дорогу» или «Внимание, будьте осторожны». Пока это фантазия некоторых конструкторов. Для предупреждения других участников движения об опасности каждое транспортное средство снабжается звуковым сигналом. Но Правила, как известно, разрешают подачу звуковых сигналов лишь на загородных дорогах, а в населенных пунктах - только для предупреждения дорожного происшествия. Данное требование относится в той же мере и к велосипедистам, тем более что звуковой сигнал велосипеда, не имея большой силы, вряд ли будет услышан водителем в салоне автомобиля. Звонок нужен лишь для предупреждения пешеходов и других велосипедистов. Почему в городах и населенных пунктах введено такое ограничение на подачу звуковых сигналов? Постоянный шум оказывает вредное влияние на здоровье людей. Поэтому и ввели ограничения на пользование этими сигналами. А как надо себя вести, если едущий сзади автомобиль подает звуковой сигнал? Его значение всегда однозначно - складывается опасная дорожная ситуация, а не просто «Я еду». Обычно такой сигнал может быть подан, если велосипедист занимает всю правую полосу движения или он собирается перестроиться в другой ряд, или повернуть налево. В этой ситуации не надо пугаться и совершать необдуманные и поспешные действия. Нужно отказаться от планируемых маневров, вновь приблизиться к тротуару, а при наличии обочины по возможности даже съехать на нее или остановиться. Ведь не случайно у водителей самым опасным велосипедистом считается тот, кто-либо пугается сигнала, либо никак на него не реагирует. Вопросы для закрепления: 1. Если регулировщик стоит к вам грудью, что это означает? 2. Какое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора? 3. Что должен делать пешеход при желтом сигнале светофора?