Урок 16. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
Submitted by Анатолий Викторович Кочетков on Fri, 05/09/2014 - 13:48
Урок 16. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представ¬ление о здоровье человека как об индивидуальной и общест¬венной ценности, обратив их внимание на основные показате¬ли, которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию, что здоровье человека неотделимо от его жизне¬деятельности. Изучаемые вопросы 1. Здоровье человека и основные показатели, характери¬зующие его уровень. 2. Определение здоровья. 3. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность. Изложение учебного материала 1. Подчеркнуть, что здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место. Здоровье — это непременное условие счастья человека, а потому оно является делом и заботой каждого. В обобщенном виде можно выделить три блока показате¬лей, которые характеризуют уровень здоровья: — объективные показатели (температура тела, кровяное давление, частота пульса, процент содержания гемоглобина и число лейкоцитов в крови, содержание сахара и многие другие); — субъективные показатели (самочувствие, настроение, аппетит, сон и др.); — «количество здоровья», которое измеряется предельны¬ми возможностями организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и др.) без изме¬нений состояния, т. е. без остаточных последствий. 2. Привести определение здоровья, которое дано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и составляет непременное условие ее эффективности. 3. Подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но и ценностью общест¬венной, так как общественное здоровье в конечном итоге складывается из здоровья всех членов данного общества. Общественное и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого. При этом общественное здоровье представляет собой обще¬ственную, социально-политическую и экономическую катего¬рию, которая характеризует жизнедеятельность всего общества как социального организма. Заключить урок можно высказыванием немецкого филосо¬фа А. Шопенгауэра (1788—1860): «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником на¬слаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента — при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основа¬ния, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу — это поистине главное условие челове¬ческого счастья». Контрольные вопросы 1. Почему здоровье каждого человека зависит прежде всего от него самого? 2. Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека? 3. Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения? 4. Почему здоровье человека считают непременным усло¬вием его эффективной жизнедеятельности? 5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека яв¬ляется не только индивидуальной, но и общественной ценно¬стью? Домашнее задание: Изучите § 7.1 учебника.