Урок 12. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
Submitted by Анатолий Викторович Кочетков on Fri, 05/09/2014 - 13:44
Урок 12. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в том, что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Познакомить их с системой охраны леса, существующей в нашей стране. Обсудить правила безопасного поведения при пожаре в лесу. Изучаемые вопросы 1. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. 2. Система охраны леса. 3. Правила поведения при пожаре в лесу. Изложение учебного материала 1. Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу долж¬ной осторожности при пользовании огнем и нарушают правила пожарной безопасности. Поэтому профилактические мероприятия должны быть направлены на усвоение правил поведе¬ния в лесу. В пожароопасный сезон в лесу запрещается: • бросать на землю горящие спички — попав в сухую траву или мох, они вызовут их возгорание; • оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, которые, фокусируя лучи солнца, как линзы, могут вызвать возгорание сухой травы; • выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прога¬линах и лугах, а также стерню на полях; • разводить костры в хвойных молодняках, торфяниках, ле¬сосеках с порубочными остатками, в местах с подсохшей травой. Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу. 2. Для защиты населения от последствий лесных пожаров и снижения материального ущерба от массовых лесных пожа¬ров в нашей стране функционирует система охраны леса. Основными элементами этой системы в Российской Феде¬рации являются: специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана), лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана); персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемые для борьбы с пожарами в усло¬виях высокой и чрезвычайной горимости лесов. Для защиты населения от последствий лесных пожаров проводятся также заблаговременные мероприятия по ограниче¬нию распространения лесных пожаров. По опушкам лесов и вдоль дорог высаживают лиственные породы деревьев. В лесах прокладывают просеки и грунтовые полосы шириной 5—10 м в смешанных лесах и до 50 м в хвойных лесах. Леса очищают от мусора, сухостойных и поваленных ветром деревьев, проводят санитарные рубки. В населенных пунктах роют пруды и водо¬емы, емкость которых определяется из расчета не менее 30 м3 на 1 га площади поселка или населенного пункта. На границах леса с сельскохозяйственными угодьями, вдоль железных и ав¬томобильных дорог общего назначения создают противопожар¬ные защитные полосы. 3. Рассматривая содержание третьего вопроса, целесооб¬разно обсудить с обучаемыми правила поведения в лесу при пожаре. Если возникло возгорание — от костра загорелась сухая тра¬ва, и огонь побежал по ней, в самом начале такой пожар можно потушить, не имея для этого специальных средств. Огонь надо захлестывать, сметая его в сторону очага пожара, используя для этого веник из зеленых ветвей, молодое деревце, мешковину или даже одежду. Небольшие очаги пламени можно затаптывать ногами. Можно забрасывать кромку пожара землей, если в вас под рукой оказалась лопата. Если вы не можете бороться с огнем, от него надо уйти. Скорость распространения низового пожара — 1—3 м/мин. Скорость движения человека: • при спокойной ходьбе — 4 км/ч, это 66 м/мин; • при быстром шаге — 6 км/ч, это 100 м/мин; • при беге — 12 км/ч (1 км за 5 мин), это 200 м/мин. Идти надо навстречу ветру, перпендикулярно кромке пожара, выбирая для этого лесные просеки, дороги, берега ручьев н рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрывать, используя для этого имеющиеся у вас средства (мокрая ватно-марлевая повязка, мокрое полотенце, носовой платок, головной убор, одежда). Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или наш кройтесь мокрой одеждой, дышите воздухом возле земли лежа, — там он меньше задымлен. После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию близлежащего населенного пункта, лесничество или противопожарную службу. В заключение урока необходимо подчеркнуть, что в последние годы в нашей стране проявилась тенденция роста числа лесных пожаров. Наиболее часто местами возникновения лесных пожаров являются стоянки рыбаков; места, посещаемые охотниками и туристами; места традиционного отдыха населения; обочины дорог общего пользования; места лесозаготовок, включая дороги, по которым ведется вывоз древесины. Контрольные вопросы 1. Назовите основные причины и места возникновения лесных пожаров. 2. Какие основные меры пожарной безопасности должен» знать и соблюдать каждый человек при нахождении в лесу? 3. Перечислите правила пожарной безопасности при разведении костра в лесу. 4. Как осуществляется защита населения от последствий лесных пожаров в нашей стране? 5. Какие мероприятия могут проводиться заблаговременно для защиты населения от последствий лесных пожаров? Домашнее задание 1. Изучите § 5.2 учебника. 2. Вы собираетесь в лес (в турпоход, для сбора ягод, на отдых). Продумайте и запишите в дневник безопасности: меры пожарной безопасности, которые вам необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели ва¬шего похода в лес.