Submitted by Анатолий Викторович Кочетков on Fri, 05/09/2014 - 13:09
Урок № 6. Тема, класс: «Оползни, обвалы, снежные лавины» Тип: урок формирования новых знаний. Разработка урока «открытия» нового знания по теме « ЧС природного характера геологического происхождения» для 7 класса по УМК Смирнова А.Т. Литвинова, Фролова и др. иллюстрирует применение новых образовательных технологий в учебном процессе: 1. компьютерные технологии, ИКТ. 2. проблемное обучение, 3. здоровьесберегающие технологии. 4. модульные технологии 5. личностно-ориентированный подход 6. технология анализа конкретной ситуации 7. игровой метод (ролевая игра) Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности Учебник: Смирнов А.Т., Литвинов, Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности», 2009г. издательство «Просвещение» Москва. Раздел 2: Глава 2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. §2.6, 2.7. «Оползни, обвалы, снежные лавины. Их последствия, защита населения.». Цели урока: Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с по¬следствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с обвалами и снежны¬ми лавинами, причинами их возникновения; разобрать основ¬ные мероприятия, проводимые по защите населения от послед¬ствий обвалов и снежных лавин. формировать способности к открытию нового материала, создать условия для формирования личной компетентности обучающихся в области ОбЖ, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала по теме «Оползни, обвалы, снежные лавины.», определить алгоритм действий при ЧС геологического характера. Изучаемые вопросы 1. Оползни и причины их возникновения. 2. Возможные последствия оползня. 3. Защита населения от последствий оползней. 4. Обвалы, причины их возникновения, возможные по¬следствия. 5. Снежные лавины, причины их возникновения, возмож¬ные последствия. 6. Защита населения от последствий обвалов и снежных лавин. Учебные задачи: - в личностном направлении: • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, • развивать умение контролировать процесс и результат учебной деятельности, • прививать умение ответственного отношения за результаты своего труда; - в метапредметном направлении: • развивать первоначальные представления о ЧС геологического происхождения, опираясь на знания географии, природоведения. • формировать понимание сущности природных явлений (обвалов, оползней и снежных лавин), четко вывести алгоритм действий при ЧС. • Дать представление о защитных сооружениях при ЧС геологического характера. - в предметном направлении: • формировать представление о каждом из трёх явлении • формировать умение внимательно просматривать видеоролики, презентации, слушать новый материал из уст учителя и одноклассников, анализировать материал • формировать умение применять изученное понятия для решения заданий практического характера (тест ) Методы: целепологание , метод формирования интереса, проблемно поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ. Оборудование: ПК, проектор, экран, мел, доска, презентация, видеоролик, фрагмент мультфильма, звуковое сопровождение (песня), наглядный материал(экипировка туриста) Формы работы: самостоятельная, ролевая игра, фронтальная работа, работа в парах. Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Целепологание. (песня + мультфильм) Постановка проблемы. 3. «Открытие» нового знания.(рассказ учителя +презентация +сообщение+ ролик) 4. Первичное закрепление.(тест по презентации) 5. Физминутка (ролик) 6. Ролевая игра (опрос) 7. Повторение, включение в систему знаний.(тест) оценивание в парах. 8. Определение домашнего задания. 9. Итог урока. Ожидаемый результат: Деятельность на уроке развивает умственные способности учащихся, активизирует их мышление и познавательные способности, прививает интерес к дисциплине, формирует умения и навыки рационального учебного труда и творческого подхода к изучению дисциплины. учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при: -возникновении опасности в природных условиях; -организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения; -заблаговременном изучении необходимой информации, в том числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по решению проблем, связанных с экологической безопасностью человека, возникающей в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни подростка. Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. У ребят развивается устойчивый познавательный интерес к учению. Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.