«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.) Анализ рассказа Майкла Гелприна "Свеча горела"
Submitted by Людмила Петровна Курышева on Sat, 30/08/2014 - 20:00
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1
Вызов (творческая мотивация)
Дает возможность учащимся высказаться, поставить цели.
«Дерево предсказаний»: предлагает учащимся сделать свои предположения, о чем пойдет речь? Как будет развиваться действие на уроке? С какой целью выбрана такая тема урока? Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Создают краткие высказывания на поставленные вопросы, прикрепляют ответы к дереву, рассуждают, комментируют свои высказывания. Происходит обмен мнениями, ставятся новые вопросы по теме, записывают их
2
Осмысление содержания
I. Учитель предлагает форму чтения с комментированием в виде знаков (прием «Инсерт») Рассказ Майка Гелприна «Свеча горела»
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Как читать текст, сохраняя интерес к теме?
Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" .
· Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.
· Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
· Следующим шагом заполните таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
II.Анализ текста
Учитель организует обсуждение, работу с текстом, проговаривание возникших вопросов.
- Найдите в тексте описание времени, когда люди перестали читать? Какую причину этого называет автор? Как Вы думаете, почему это произошло? Соотнесите с нашей ситуацией.
- Каких писателей любил преподаватель литературы? Как они кормили его? Какие книги остались непроданными? А что из этого списка вы читали?
- Кто проявляет интерес к литературе? Почему автор заставляет это сделать робота, а не человека? Почему профессор не распознал в нем робота?
(Сообщение учителя. Автор использует прием ОСТРАНЕНИЯ , состоящий в исключении явления из привычной связи. Бездушный робот оказывается духовнее людей- созданий, у которых есть душа)
- Составьте план к сюжету рассказа. Как он построен? К какой разновидности рассказа Вы бы отнесли? Что в нем есть от фантастического, детективного, психологического?
- Найдите в тексте описания состояния профессора. Как оно меняется по ходу сюжета? Выпишите глаголы, описывающие этот процесс
Ищут ответы на возникшие вопросы, обдумывают прочитанный текст, выделяют важные блоки информации, помогающие сделать выводы. Отвечают на вопросы, задают свои вопросы, думают
III.Дискуссия
Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
— От... От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он... как его...
— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.
— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.
Давайте объясним такой финал и название рассказа.
(Виды развязки:
- естественная (логичное выражение завязки);
- ложная.
Виды развязки (в зависимости от развития сюжета):
- внезапная;
- логически вытекающая из развития действия.
Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):
- единая с кульминацией;
- отдельная от кульминации)
Работают в малых группах, обсуждают тип финала и смысл, высказывается каждая группа
3
Рефлексия
1.Работа с «деревом предсказаний»: что сбылось? Чего на уроке не хватило? Какие новые вопросы перед собой поставили?
2.Сочинение-миниатюра. Какова же роль чтения и литературы в 21 веке?
3. Читает наизусть свое любимое стихотворение (в моем случае «Реквием» А.Ахматовой)
Анализируют содержание работы, сравнивают со своими ожиданиями, делают выводы, анализируют изменения в собственном мире, свои эмоции.
Создают письменное высказывание
Домашнее задание
Прочитать материал статьи учебника о сущности литературы, задать вопросы к прочитанному.
Размещено Sat, 30/08/2014 - 22:04 пользователем Надежда Геннадьевна Горох.
Прочитала рассказ, благодаря Вашему материалу. Какая страшная перспектива для бедных филологов! Парадокс, но стоит быть благодарным чиновникам, которые не дают нам остаться без работы своими нововведениями. Что касается предлагаемого Вами анализа рассказа с помощью ТРКМ, то, на мой взгляд, он совершенен. Я даже попробую провести по Вашему сценарию урок в 11 классе. Спасибо, Людмила Петровна!
На: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.)
Прочитала рассказ, благодаря Вашему материалу. Какая страшная перспектива для бедных филологов! Парадокс, но стоит быть благодарным чиновникам, которые не дают нам остаться без работы своими нововведениями. Что касается предлагаемого Вами анализа рассказа с помощью ТРКМ, то, на мой взгляд, он совершенен. Я даже попробую провести по Вашему сценарию урок в 11 классе. Спасибо, Людмила Петровна!
Н.Горох
На: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.)
Действительно, интересны и рассказ, и, несомненно, сам урок. Спасибо, Людмила Петровна.
С уважением В.И. Громова
На: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро Д.)
Людмила Петровна! Урок органичен, полностью соответствует технологии развития критического мышления, заставляет детей мыслить и сопереживать